Альфред Сислей

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОСТ В МОРЕ ЛЕТОМ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОСТ В МОРЕ ЛЕТОМ

1888 г. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк

Картины Альфреда Сислея часто сравнивают с произведениями нашего соотечественника Исаака Левитана. Тот же тонкий лиризм, то же уникальное сочетание яркости и нежности. Его «Мост в Море летом» с ослепительно-голубым небом, сияющей гладью воды и пронизанной светом листвой — само воплощение радости.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ЛУЖАЙКИ ВЕСНОЙ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ЛУЖАЙКИ ВЕСНОЙ

1880-1881 гг. Национальная, галерея, Лондон

Удивительно, но при жизни художника его светлые и гармоничные работы не были популярны — Сислей не обладал пробивным характером и не умел себя рекламировать. Лишь через несколько десятилетий были оценены по достоинству такие его работы, как «Лужайки весной» — легкий и жизнерадостный пейзаж с изображением цветущей вербы на берегу реки.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОРОЗ В ЛУВЕСЬЕННЕ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОРОЗ В ЛУВЕСЬЕННЕ

1873 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Селение Лувесьенн привлекало многих импрессионистов — Сислей тоже отдал должное живописности этих мест. Он очень любил изображать небо, и на картине «Мороз в Лувесьенне» холодные, серебристые тона зимнего неба перекликаются с пятнами голубоватого инея на земле, покрытой пестрым ковром из опавших листьев и засохшей травы.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ПОБЕРЕЖЬЕ, ЛЕНГЛЕНД

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ПОБЕРЕЖЬЕ, ЛЕНГЛЕНД

1897 г. Музей изобразительных искусств, Берн

Сислея иногда называли «художником воды». Водная гладь привлекала его своей текучестью и непостоянством, но в большинстве случаев живописец изображал реки, пруды, лесные озера. Морские пейзажи встречаются реже. Незадолго до смерти художник побывал в Англии, где увлеченно писал море с прибрежными скалами и валунами.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ОСЕНЬ. БЕРЕГ СЕНЫ ВБЛИЗИ БУЖИВАЛЯ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ОСЕНЬ. БЕРЕГ СЕНЫ ВБЛИЗИ БУЖИВАЛЯ

1873 г. Монреальский музей изящных искусств

Художник никогда не стремился к необычайным живописным эффектам, не экспериментировал с цветом и формой, предпочитая отображать мир таким, какой он есть. Люди на полотнах Сислея часто практически не видны — так и на этой картине мы не сразу видим крошечные фигурки рядом с лодкой, застывшей на спокойной глади реки.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ЦЕРКОВЬ В МОРЕ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ЦЕРКОВЬ В МОРЕ

1893 г. Музей изящных искусств, Руан

Не правда ли, это произведение напоминает картины Моне, посвященные Руанскому собору? Главным персонажем картины становятся каменные стены старинной церкви, то освещенные солнцем, то находящиеся в тени — всего художник создал почти полтора десятка видов храма. Правда, в отличие от Моне, увлекавшегося световыми эффектами, Сислей старался в первую очередь реалистически представить само здание.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ВИД НА СЕН-МАМЕС

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ВИД НА СЕН-МАМЕС

Ок. 1880 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Сен-Мамес — портовый город у слияния Сены и Марны. Но в представлении Альфреда Сислея он предстает лишь в виде едва различимых построек у самого горизонта. А большую часть поля картины занимают прибрежные камыши на первом плане, сверкающая под солнцем гладь реки и, конечно же, бездонное голубое небо... В этой картине многое построено на фактуре и направлении мазков.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОСТ В МОРЕ, ШТОРМ

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. МОСТ В МОРЕ, ШТОРМ

1887 г. Музей Мальро, Гавр

Этот мост вам уже хорошо знаком, не правда ли? Художник утверждал, что небольшой городок Море на реке Луан, где он прожил много лет, повлиял на его творческие способности самым благоприятным образом. Резкие мазки белой краски создают ощущение быстро бегущих по небу облаков и «барашков», поднятых ветром на прозрачной глади воды, а резкие тени усиливают эффект шторма. Да, солнце и штормовой ветер — такое тоже бывает.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. БУХТА ЛЕНГЛЕНД

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. БУХТА ЛЕНГЛЕНД

1897 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Одно из самых необычных по цвету и самых красивых произведений Сислея: в свете заката скользят по морю легкие парусники... Вы когда-нибудь видели розовое море? Те, кому посчастливилось наблюдать за ним в час безветренного заката, конечно, скажут «да!». Покрытый мхом и травой обрыв на первом плане как будто охраняет идиллическую морскую бухту от слишком назойливых взглядов человека.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ОПУШКА ЛЕСА В ФОНТЕНБЛО

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. ОПУШКА ЛЕСА В ФОНТЕНБЛО

1885 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Истинный шедевр импрессионизма. Как из кажущегося хаоса цветных пятен и мазков масляной краски могло родиться ощущение холодного, прозрачного осеннего воздуха и легкого ветерка? Кажется, что еще немного — и стоящий перед картиной зритель услышит шелест покрытых инеем опавших листьев у себя под ногами. А по земле побегут тени от гонимых ветром облаков.

 

 

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. САД ОШЕДЕ. МОНЖЕРОН

 

АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. САД ОШЕДЕ. МОНЖЕРОН

1881 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Современники утверждали, что художник был очень скромным и застенчивым человеком — не потому ли в его картинах крестьянские избушки, маленькие домики предместий как будто прячутся в густой листве, а фигуры людей играют совсем незначительную роль? Душа художника в данном случае раскрывается не через демонстрацию эмоций, а через восхищение красотой природы.