Джон Констебл

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ТЕЛЕГА ДЛЯ СЕНА

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ТЕЛЕГА ДЛЯ СЕНА

1821 г. Национальная, галерея, Лондон

Констебл — основоположник романтического пейзажа, лиричного и возвышенного. На этой картине художник запечатлел реку Стаут, протекающую между графствами Суффолк и Эссекс. Впоследствии Констеблу подражали многие художники, иной раз, прямо заимствуя у него сюжеты — хотя бы эту телегу, которую тянут по мелководью лошади.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. МОСТ ВАТЕРЛОО

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. МОСТ ВАТЕРЛОО

Ок. 1831-1832 г. Галерея. Тейт, Лондон

Знаменитый мост через Темзу был построен в 1817 году и назван в честь крупной победы над Наполеоном. Конечно же, художники того времени — в том числе и Констебл — не могли пройти мимо такого события. На картине представлено открытие моста, а свежая и энергичная живопись соответствует торжественности момента. Современный мост Ватерлоо построен уже после Второй мировой войны, первый до наших дней не сохранился.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ.  ВИД НА СОБОР СОЛСБЕРИ ОТ ЕПИСКОПСКОГО САДА

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ.  ВИД НА СОБОР СОЛСБЕРИ ОТ ЕПИСКОПСКОГО САДА

1823 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Собор Солсбери — великолепный образец английской готики XIII столетия — Констебл изображал неоднократно... К числу самых известных вариантов относится именно этот: храм как будто обрамляют стволы деревьев, а сквозь низкие облака струится рассеянный солнечный свет. Заказчиком полотна выступил епископ Солсбери Джон Фишер, друг художника.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. УИВЕНХО-ПАРК, ЭССЕКС

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. УИВЕНХО-ПАРК, ЭССЕКС

1816 г. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

Ярко освещенный солнцем пруд, медленно бродящие по берегу коровы, два лебедя, подплывающие к лодке с пассажирами в надежде получить угощение — от картины словно веет солнечным теплом, радостью и настроением хорошего дня.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ВИД НА ХАЙГЕТ С ХЭМПСТЕДСКИХ ХОЛМОВ

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ВИД НА ХАЙГЕТ С ХЭМПСТЕДСКИХ ХОЛМОВ

1834 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Считается, что эту небольшую картину (скорее даже этюд, размер полотна — всего 24 х 30 сантиметров) художник создал за несколько часов. Об этом говорят широкие мазки, свободная манера исполнения, тонко схваченное настроение момента.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ПОРТРЕТ МАРИИ БИКНЕЛЛ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ПОРТРЕТ МАРИИ БИКНЕЛЛ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА

1816 г. Галерея Тейт, Лондон

Нетипичные для художника-пейзажиста произведения — портреты — он писал крайне редко. Марии на этом портрете около 28 лет, а прожила она всего сорок и умерла от чахотки. Констебл так и не женился вторично, до конца жизни называя свою супругу усопшим ангелом.

 

 

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ПОСТРОЙКА ЛОДКИ ВО ФЛЭТФОРДЕ

 

ДЖОН КОНСТЕБЛ. ПОСТРОЙКА ЛОДКИ ВО ФЛЭТФОРДЕ

1815 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Джон Констебл в зрелые годы был членом Королевской академии художеств, где с большим успехом читал лекции по истории пейзажной живописи. Ученики сохранили для нас основные «правила Констебла», которыми он делился с ними:

 

  • во-первых, для пейзажа важны не только техника, но и «поэтика», настроение;
  • во-вторых, действительность богаче фантазии;
  • в-третьих, даже великому таланту нужны хорошие учителя.

 

«Постройка лодки во Флэтфорде» хорошо иллюстрирует как минимум два тезиса.