Джорджоне

ДЖОРДЖОНЕ. ЮНОША СО СТРЕЛОЙ

 

ДЖОРДЖОНЕ. ЮНОША СО СТРЕЛОЙ

1506 г. Музей истории искусств, Вена

Этот выдающийся художник высокого Возрождения прославился своей способностью передавать тончайшие, мимолетные оттенки человеческих чувств и эмоций. В «Юноше со стрелой» многие видят влияние Леонардо да Винчи: легкий поворот головы, затуманенный взгляд, направленный как будто одновременно и на зрителя, и сквозь него... Джорджоне — мастер передачи не столько движения физического, сколько «движения души». На его полотнах — гармония человека и природы, гармония сердца и разума.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. БУРЯ

 

ДЖОРДЖОНЕ. БУРЯ

Ок. 1505 г. Галерея Академии, Венеция

У этой картины много названий: «Буря», «Гроза», «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом» и даже «Семья Джорджоне»... Одно из самых загадочных полотен Джорджоне привлекает внимание прежде всего контрастом уравновешенной композиции, спокойствия человеческих фигур и резкой, фосфорической вспышки молнии. На картине словно борются свет и тьма, солнце и черные тучи: последние лучи еще пробиваются через темную пелену, но гроза вот-вот разразится, и все происходящее скроется за стеной дождя...

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ЮДИФЬ С ГОЛОВОЙ ОЛОФЕРНА

 

ДЖОРДЖОНЕ. ЮДИФЬ С ГОЛОВОЙ ОЛОФЕРНА

1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник пошел против сложившихся традиций, изобразив ветхозаветную героиню не в момент обезглавливания вражеского полководца, а уже после одержанной ею победы. Цветовая гамма картины так сдержанна и облик Юдифи так обаятельно-нежен, что голову Олоферна у ее ног зритель замечает не сразу... Особая примета картины — мягкий, рассеянный солнечный свет.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. МАДОННА КАСТЕЛЬФРАНКО

 

ДЖОРДЖОНЕ. МАДОННА КАСТЕЛЬФРАНКО

1504 г. Собор св. Либерале, Кастельфранко

Полное название картины — «Мадонна на троне с младенцем и святыми Либералием и Франциском». Джорджоне выступает как выдающийся мастер создания настроения при помощи определенного колорита и незаметных с первого взгляда деталей. Выражения лиц святых, погруженных в молитвенную задумчивость, перекликаются с настроением туманно-меланхолического пейзажа, а статичность фигур подчеркнута монументальностью трона и виднеющихся вдали башен.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

1508-1510 гг. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Портрет передает в первую очередь эмоции и настроение,а не является точным воспроизведением облика конкретной личности (кто именно изображен на картине — достоверно неизвестно). Что нехарактерно для портретов Высокого Возрождения — юноша смотрит не на зрителя, а в сторону, рассеянно перебирая рукой застежки кафтана...

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. СПЯЩАЯ ВЕНЕРА

 

ДЖОРДЖОНЕ. СПЯЩАЯ ВЕНЕРА

Ок. 1508 г. Галерея, старых мастеров, Дрезден

Художник, умерший в возрасте около 33 лет, не окончил картину, и завершал ее друг живописца — Тициан Вечеллио. Именно его рукой написан пейзаж, который делают умиротворенным и гармоничным серебристо-коричневые и приглушенно-зеленые тона. Есть версия, что на полотне представлена не Венера, а аллегория гармонии и спокойствия. Что ж, вполне может быть.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

1506-1507 гг. Национальная, галерея, Лондон

Справа — пестрая толпа волхвов и сопровождающих их всадников: яркие костюмы, богато украшенные упряжь и оружие. Взгляд зрителя скользит справа налево, где представлено святое семейство. Скромные одеяния Девы Марии, младенца Иисуса и Иосифа, почти неразличимые на фоне стены хлева фигуры вола и осла — левая сторона полотна значительно более сдержанна по колориту, но гораздо мощнее эмоционально.