Эль Греко

ЭЛЬ ГРЕКО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

ЭЛЬ ГРЕКО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

1568 г. Музей Соумайя, Мехико

Именно Эль Греко многие импрессионисты называли «своим предшественником из XVI столетия». Динамика его работ, напряженные, звенящие цвета — все это позволяет говорить о том, что художник опередил свое время. Сознательное нарушение пропорций, некоторая «изломанность» фигур будут через много лет характерны для постимпрессионистов, кубистов, экспрессионистов...

 

 

 

ЭЛЬ ГРЕКО. УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

 

ЭЛЬ ГРЕКО. УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

1577-1579 гг. Чикагский институт, искусств

Художник утверждал, что гораздо важнее для живописца воображение и интуиция, нежели строгое знание правил гармонии и перспективы. Идя подчас на сознательное нарушение живописных законов, он создавал удивительно живые композиции. Эль Греко укоряли в небрежности, в нежелании следовать традициям... Он же ставил на первое место свободу творчества и отрицал любые каноны, если они ограничивают полет фантазии художника. Время показало, что он был прав. А «Успение Богородицы» вошло в золотой фонд искусства.

 

 

 

ЭЛЬ ГРЕКО. ВИД ТОЛЕДО

 

ЭЛЬ ГРЕКО. ВИД ТОЛЕДО

1596—1600 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина также носит название «Толедо в грозу». На город медленно наползает черная туча, а по земле тревожно мечутся отблески света, пробившегося через облака. Зритель почти физически ощущает душный предгрозовой воздух, кажется, что вот-вот на лицо упадут капли дождя... Большинство зданий, изображенных на картине Эль Греко, существуют по сей день. Правда, мастер добавил несколько построек «от себя».

 

 

 

ЭЛЬ ГРЕКО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

ЭЛЬ ГРЕКО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

1565-1567 гг. Музей Бенаки, Афины

Этот вариант «Поклонения волхвов» был написан на стенке сундука. «Поклонение» относится к ранним работам Эль Греко и не очень характерно для его последующего динамичного стиля. Исследователи находят здесь много общего с византийскими иконами. Ничего удивительного — художник был греком по происхождению.

 

 

 

ЭЛЬ ГРЕКО. СОВЛЕЧЕНИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА

 

ЭЛЬ ГРЕКО. СОВЛЕЧЕНИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА

1577-1579 гг. Толедский собор

Важнейшим элементом живописи художник всегда считал цвет. И в «Совлечении одежд с Христа» алые тона одеяния Спасителя, резкие складки ткани, придающие изображению объем и динамику, сразу определяют логический и смысловой центр картины. Гнетущее ощущение от происходящего усиливается тем, что Эль Греко сознательно перегружает пространство фигурами, словно лишая картину воздуха и света, делая зрителя соучастником.