Франсиско Гойя

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПОРТРЕТ МАРКИЗЫ САНТА-КРУС

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПОРТРЕТ МАРКИЗЫ САНТА-КРУС

1805 г. Музей Прадо, Мадрид

В период расцвета своего творчества Гойя стал одним из основоположников романтического искусства с его воспеванием душевного порыва и индивидуализма. Но это произведение создано в духе классики: маркиза представлена в образе музы Эвтерпы. В руках у нее лира, а платье напоминает древний хитон. Так художник подчеркнул любовь заказчицы портрета к поэзии. Статичная композиция не очень характерна для Гойи, но здесь она обусловлена образом.

 

 

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808 ГОДА В МАДРИДЕ

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808 ГОДА В МАДРИДЕ

1814 г. Музей Прадо, Мадрид

Картина была сильно повреждена в конце 1930-х годов во время гражданской войны в Испании, и некоторое время ее не реставрировали, стремясь сохранить память о тех событиях. Но впоследствии полотно все же привели в порядок, ведь оно само по себе является напоминанием об ужасах войны. Оно посвящено восстанию жителей Мадрида против войск Наполеона.

 

 

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПОРТРЕТ СЕМЕЙСТВА ГЕРЦОГА И ГЕРЦОГИНИ ОСУНА

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПОРТРЕТ СЕМЕЙСТВА ГЕРЦОГА И ГЕРЦОГИНИ ОСУНА

1788 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя не был склонен льстить своим моделям (даже из числа самых богатых заказчиков, а род Осуна принадлежал к числу богатейших и знатнейших в Испании). Можно сказать, что «Портрет семейства Осуна» — образец реалистической живописи.

 

 

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПРОДАВЕЦ ПОСУДЫ

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ПРОДАВЕЦ ПОСУДЫ

1779 г. Музей Прадо, Мадрид

Продавец со своим товаром расположился прямо на земле, на первом плане картины. Но какое отношение к нему имеет проезжающая карета? Никакого. Художник просто подчеркнул контраст между бедным торговцем и восседающими в карете аристократами.

 

 

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ФЕРДИНАНД ГИЙМАРДЕ

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ФЕРДИНАНД ГИЙМАРДЕ

1798 г. Лувр, Париж

Фердинанд Гиймарде приезжал в Испанию в качестве французского посла. У себя на родине этот человек в свое время поддержал революцию и был сторонником казни королевского семейства. С особым тщанием художник выписывает «республиканские цвета» на плюмаже шляпы и на шарфе политика: в Испании подобные символы были запрещены, и живописца восхитила смелость Гиймарде.

 

 

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ИГРА В ЖМУРКИ

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ИГРА В ЖМУРКИ

1791 г. Музей Прадо, Мадрид

Несмотря на сложный и свободолюбивый характер, Франсиско Гойя долгое время занимал «пост» королевского живописца. Картина «Игра в жмурки» предназначалась для одной из комнат мадридского дворца Эль-Пардо. Интересно, что на этом полотне проявились многие черты стиля рококо, нехарактерного для художника: простой наивный сюжет, декоративность, обилие мелких деталей.