Огюст Ренуар

ОГЮСТ РЕНУАР. ДАМА В ЧЕРНОМ ПЛАТЬЕ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ДАМА В ЧЕРНОМ ПЛАТЬЕ

1876 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Как известно, импрессионисты практически изгнали из своих полотен черный и другие темные цвета, сделав цветными даже тени на вспаханной земле. Ренуар, напротив, называл черный «королем цвета», но превращал его в настоящую визуальную головоломку: такого богатства оттенков черного, пожалуй, не достиг в своей живописи больше ни один художник.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. МОЛОДАЯ ДЕВУШКА, РАСЧЕСЫВАЮЩАЯ ВОЛОСЫ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. МОЛОДАЯ ДЕВУШКА, РАСЧЕСЫВАЮЩАЯ ВОЛОСЫ

1894 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В творчестве художника выделяют несколько периодов, в частности «перламутровый», когда Ренуар начал придавать цвету на своих полотнах нежные, прозрачные переливы оттенков. К этому периоду относится «Девушка, расчесывающая волосы».

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ВЕСЕННИЙ БУКЕТ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ВЕСЕННИЙ БУКЕТ

1866 г. Музей Гарвардского университета

Ренуара называют одним из самых оптимистичных мастеров, художником, не создавшим ни одной печальной картины. Цветы на его картинах — не символ быстротечности жизни и ее увядания, а олицетворение радости и вечного торжества природы.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. РЕБЕНОК С КНУТИКОМ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. РЕБЕНОК С КНУТИКОМ

1875 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Никто не знает, мальчик на картине или девочка — в то время малыши в зажиточных семьях носили юбочки и длинные волосы независимо от пола. Ренуар любил писать портреты детей, хотя многие художники тогда не видели в них достойную натуру.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. КУПАЛЬЩИЦА

 

ОГЮСТ РЕНУАР. КУПАЛЬЩИЦА

1892 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Выражения «ренуаровские женщины», «ренуаровская красавица» стали почти нарицательными: эти нежные и в то же время чувственные образы очень узнаваемы. Именно Ренуар «отвлек» импрессионистов от пейзажей и создал импрессионистский канон изображения человека. Как шутил он сам, «портрет женщины я считаю законченным, если мне хочется ее ущипнуть».

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ПЛОЩАДЬ САН-МАРКО, ВЕНЕЦИЯ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ПЛОЩАДЬ САН-МАРКО, ВЕНЕЦИЯ

1881 г. Институт искусств Миннеаполиса

В начале 1880-х годов художник побывал в Италии и был очень впечатлен оригиналами работ мастеров Ренессанса. В его собственном творчестве после этого начался «энгровский» период, более сдержанный и холодный. Но «Площадь Сан-Марко» — это еще импрессионизм в чистом виде.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ТАНЕЦ В БУЖИВАЛЕ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ТАНЕЦ В БУЖИВАЛЕ

1883 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

В Буживале — одном из парижских предместий — в то время любили отдыхать представители разных сословий и разного достатка. И Ренуар представляет момент стремительного танца развеселившихся дамы и кавалера — их движение подчеркнуто размытым фоном, что сразу привлекает внимание к главным героям картины. Интересно, что первоначально на полотне была изображена совсем другая женщина — это показало рентгенологическое исследование. Для окончательного варианта позировала натурщица и художница Сюзанна Валадон. Мужчина — возможно, друг художника Поль Лот.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. В САДУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. В САДУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ

1875 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Момент отдыха после веселья и танцев — несколько мужчин и женщин уселись за столик под деревьями, чтобы пообщаться в спокойной обстановке. Ренуар часто изображал своих друзей и знакомых, и на этой картине исследователи «узнали» Клода Моне, известную в то время натурщицу Нини, а также (предположительно) Франса Лами и Альфреда Сислея. Главное достижение художника — блестяще переданные лучи солнца, проникающие сквозь густую листву.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЛЯГУШАТНИК

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЛЯГУШАТНИК

1869 г. Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина, Москва

«Лягушатником» называлось кафе на воде у берега Сены, к которому примыкало несколько мостиков и островков. В хорошую погоду все это вкупе с кружевной листвой прибрежных деревьев создавало удивительные светотеневые эффекты, мимо которых художник, конечно, просто не мог пройти! «Лягушатник» Ренуара — это очень жизнерадостное, светлое, истинно «летнее» произведение. Картина со схожим сюжетом есть и у Клода Моне.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. У ОЗЕРА

 

ОГЮСТ РЕНУАР. У ОЗЕРА

Ок. 1880 г. Художественный институт Чикаго

Художник признавался: «Во время работы я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и я лишь отдаюсь на их волю». Для Ренуара не было второстепенного в живописи, любую сценку он изображал с одинаковой самоотдачей. На картине «У озера» солнечный свет — не менее важный персонаж, чем увлеченная беседой парочка.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЗАВТРАК ГРЕБЦОВ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЗАВТРАК ГРЕБЦОВ

1880-1881 гг. Коллекция. Филлипс, Вашингтон

Гребцы — в данном случае не профессия, художник изобразил компанию своих приятелей, которые в солнечный летний день собрались покататься на лодках и приятно провести время. Ресторан «Фурнез», в котором расположилась компания, существует по сей день — сейчас там еще и музей импрессионистского искусства.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. МАДАМ ШАРПАНТЬЕ И ЕЕ ДЕТИ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. МАДАМ ШАРПАНТЬЕ И ЕЕ ДЕТИ

1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Этот портрет супруги крупного издателя и коллекционера Жоржа Шарпантье стал знаковым для художника — картина имела большой успех, и на Ренуара посыпались заказы, обеспечившие ему вполне безбедную жизнь. Некоторая «салонность» портрета сочетается с несомненно импрессионистскими приемами передачи цвета и света.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. АВТОПОРТРЕТ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. АВТОПОРТРЕТ

1876 г. Художественный музей Фогга, Кембридж

Тридцатипятилетний художник, оставляя фон портрета почти не прописанным, словно подчеркивает этим свой вечный творческий поиск и зыбкое будущее: впереди годы живописных экспериментов, пробы, разочарования, признание.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЖЮЛИ МАНЕ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ЖЮЛИ МАНЕ

1887 г. Музей д’Орсе, Париж

Мы снова встретились с уже известной вам Жюли Мане — дочерью Берты Моризо. Доброту девочки, ее трепетное отношение ко всему живому художник подчеркнул очень своеобразно: взгляните на мордочку кошки, которую Жюли держит на руках — животное выглядит совершенно счастливым. Жюли впоследствии тоже стала известной художницей.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ТАМАРИС, ФРАНЦИЯ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ТАМАРИС, ФРАНЦИЯ

Ок. 1885 г. Институт искусств Миннеаполиса

Морская бухта, окруженная со всех сторон скалами, золотисто-голубая дымка, посветлевшая от зноя зелень деревьев — характерная атмосфера приморского городка... «Даже изображая персонажи такими, каковы они есть, — писал Ренуар, — художник, обладающий темпераментом живописца, может доставить своей живописью бесконечное удовольствие».

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ДЕВОЧКА С ОБРУЧЕМ

 

ОГЮСТ РЕНУАР. ДЕВОЧКА С ОБРУЧЕМ

1885 г. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

Многие живописцы того времени (и не только они) считали ребенка лишь уменьшенной копией взрослого и относились к детям соответственно. Ренуар отличался умением представить маленького человека как личность со своим характером, предпочтениями, интересами. Так и здесь — несмотря на нежный возраст, девочка, остановившись посреди игры, внезапно погрузилась в мысли, задумчиво глядя сквозь зрителя. Прохладная, зеленовато-голубая палитра усиливает впечатление сдержанности и спокойствия.

 

 

 

ОГЮСТ РЕНУАР. НАБРОСОК ДЛЯ «ТАНЦА»

 

ОГЮСТ РЕНУАР. НАБРОСОК ДЛЯ «ТАНЦА»

1883 г. Музей искусств Гонолулу

Выше уже говорилось о том, что картину «Танец в Буживале» художник подвергал переделке (всего он создал несколько картин подобной тематики, например, «Танец в городе» и «Танец в деревне»). Карандашный набросок, видимо, относится к последнему. Позировала в данном случае швея и натурщица Алина Шариго, будущая жена художника. Брак был заключен в 1890 году, когда в семье уже родился первый сын — Пьер (всего детей было трое).