Рембрандт

РЕМБРАНДТ. ПИР ВАЛТАСАРА

 

РЕМБРАНДТ. ПИР ВАЛТАСАРА

1635 г. Национальная, галерея, Лондон

Вавилонский царь Валтасар, в ужасе вскочив из-за пиршественного стола, читает надпись, которую выводит на стене таинственная рука: «Исчислено царство твое, взвешено, разделено и отдано мидянам и персам». Свет исходит от самой надписи и освещает искаженные страхом лица Валтасара и его царедворцев... Здесь «застывшее мгновение» не сулит героям ничего хорошего.

 

 

 

РЕМБРАНДТ. САСКИЯ В КРАСНОЙ ШЛЯПЕ

 

РЕМБРАНДТ. САСКИЯ В КРАСНОЙ ШЛЯПЕ

1633—1634 гг. Кассельская-картинная галерея

Свою жену Саскию ван Эй-ленбюрх Рембрандт рисовал часто, изображая ее то в облике Флоры, то Афины-Минервы. Живописец не был склонен идеализировать супругу, наделенную «неклассической» внешностью, но, видимо, очень обаятельную. Тем ценнее ныне эти шедевры реалистического портрета...

 

 

 

РЕМБРАНДТ. НОЧНОЙ ДОЗОР

 

РЕМБРАНДТ. НОЧНОЙ ДОЗОР

1642 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Обыденная сценка — из ворот на площадь выходят солдаты стрелковой роты. Но гений Рембрандта придает повседневному сюжету торжественность и величие. Интересно, что название «Ночной дозор» было дано спустя много лет после смерти Рембрандта — картина, находившаяся в здании отрядов Гражданского ополчения Нидерландов, постепенно закоптилась и потемнела. На самом деле действие происходит днем — это доказала расчистка полотна, настоящее название которого «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга».

 

 

 

РЕМБРАНДТ. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО

 

РЕМБРАНДТ. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО

1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Евангельский сюжет Рембрандт превращает почти в бытовую зарисовку: Дева Мария наклонилась над колыбелькой сына, Иосиф, почти скрытый в полумраке, на заднем плане вытесывает что-то из дерева. Единственный источник света — небольшой очаг в правом углу. О том, что перед нами святое семейство, напоминают лишь несколько парящих слева вверху ангелочков, с любопытством пытающихся заглянуть в люльку.

 

 

 

РЕМБРАНДТ. РЕМБРАНДТ И САСКИЯ НА КАРТИНЕ «БЛУДНЫЙ СЫН»

 

РЕМБРАНДТ. РЕМБРАНДТ И САСКИЯ НА КАРТИНЕ «БЛУДНЫЙ СЫН»

1635 г. Галерея, старых мастеров, Дрезден

Рембрандт представил блудного сына (вернее, себя) в момент безудержного веселья в таверне. Видимо, причина в том, что дела художника в это время пошли в гору, у него было много заказчиков и учеников. Но о том, что все на свете преходяще, напоминает странная пустота вокруг главных героев картины. Правда, есть версия о том, что на самом деле Рембрандт сначала изобразил большую компанию, но потом убрал лишние фигуры.

 

 

 

РЕМБРАНДТ. АРТАКСЕРКС, АМАН И ЭСФИРЬ

 

РЕМБРАНДТ. АРТАКСЕРКС, АМАН И ЭСФИРЬ

1660 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

Художник иллюстрирует событие из 7 главы Книги Есфирь — супруга персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет Амана — ближайшего царедворца — в желании истребить иудейский народ. Эсфирь, фигура которой ярко освещена, только что завершила свою обличительную речь. Артаксеркс замер в размышлении, а Аман как будто старается укрыться в тени и стать меньше ростом...

 

 

 

РЕМБРАНДТ. СТАРИК В КРАСНОМ

 

РЕМБРАНДТ. СТАРИК В КРАСНОМ

1652-1654 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Выражение «Рембрандтовские старики» стало почти нарицательным. Художник часто изображал пожилых людей, его привлекали исходящие от них душевное тепло, мудрость и спокойствие. Руки старика на этом портрете — тяжелые и натруженные — могут сказать не меньше, чем его лицо.