Уильям Тёрнер

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС КОРАБЛЯ «ОТВАЖНЫЙ»

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС КОРАБЛЯ «ОТВАЖНЫЙ»

1839 г. Национальная галерея, Лондон

Британского художника Уильяма Тёрнера искусствоведы называют провозвестником не только импрессионизма, но и символизма, и даже сюрреализма. На этой картине старый корабль «Отважный» отправляют в док для разборки. Новаторской по тем временам является техника живописи, позволяющая нам рассмотреть практически все последовательные красочные слои — в 1830-х Тёрнер писал очень экспрессивно.

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ДОЖДЬ, ПАР И СКОРОСТЬ

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ДОЖДЬ, ПАР И СКОРОСТЬ

1844 г. Национальная, галерея, Лондон

Предположительно на картине изображен мост Мейденхед над Темзой, по которому мчится поезд. Капли дождя, пар из топки, стоящий над рекой туман — все это смешивается в фантастическое желтовато-сиреневое марево, превращая поезд в сказочное существо. В то время поездки по железной дороге становились все более популярны, и художник живо интересовался всеми техническими новшествами.

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА

1822 г. Национальный морской музей, Лондон

Тёрнер представляет ключевой момент сражения, после которого Британия окончательно станет владычицей морей: гибель адмирала Нельсона в схватке с испано-французской флотилией. Главные герои здесь — корабли, людей довольно сложно разглядеть, несмотря на размеры картины: 238 х 172 см. Это самое крупное полотно из созданных Тернером.

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. БОЛЬШОЙ КАНАЛ В ВЕНЕЦИИ

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. БОЛЬШОЙ КАНАЛ В ВЕНЕЦИИ

1835 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Венеции Тёрнер бывал много раз и очень любил этот город. На картине — не столько достоверное отображение одного из известнейших «открыточных видов», сколько живое, непосредственное впечатление от яркого солнечного дня. Здания второго плана как будто растворяются в золотистом свете, стирая линию горизонта.

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ

1817г. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

В свое время картина вызвала негодование у британской публики: люди желали любоваться нежными туманными пейзажами, а Тёрнер представил им натуралистичное (правда, написанное не с натуры) изображение разбушевавшейся стихии. Новатор во всем, Тёрнер не боялся непонимания и несоответствия вкусам — и остался в истории как один из величайших живописцев XIX века. Ну, а «Везувий» давно признан шедевром...

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. СОВРЕМЕННЫЙ РИМ — КАМПО ВАЧЧИНО

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. СОВРЕМЕННЫЙ РИМ — КАМПО ВАЧЧИНО

1839 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Дерзко нарушенные правила композиции и законы перспективы, непредсказуемая игра со светом и цветом... Работа нашего современника? Нет, пейзаж Тёрнера 1839 года! Сочетание видных на втором плане современных художнику зданий и античных развалин придает полотну дополнительный фантасмагорический оттенок. Прозрачный летний туман и солнечное небо прописаны безупречно.

 

 

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ДИДОНА, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА КАРФАГЕНА

 

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. ДИДОНА, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА КАРФАГЕНА

1815 г. Национальная, галерея, Лондон

Своим учителем Тёрнер считал Клода Лоррена, который, правда, жил на 200 лет раньше и не мог наставлять «ученика» лично. Это полотно действительно во многом напоминает лорреновские пейзажи с их невероятно красивым природным светом. Сам Тёрнер считал эту картину своим лучшим произведением и, по легенде, даже хотел, чтобы его похоронили вместе с ней. Но потом изменил завещание.