Ян Вермеер

ЯН ВЕРМЕЕР. ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ

 

ЯН ВЕРМЕЕР. ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ

Ок. 1665 г. Маурицхёйс, Гаага

Нидерландского мастера Яна Вермеера большинство искусствоведов ставят не ниже Рембрандта и Рубенса. В «Девушке с жемчужной сережкой» поныне любят искать скрытые смыслы и подтексты. Хотя бы из-за очень необычного ракурса: девушка смотрит на нас через плечо, обернувшись, как будто ее кто-то позвал... Ярко освещены только лицо и фигура, обстановка остается для нас тайной.

 

 

 

ЯН ВЕРМЕЕР. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

 

ЯН ВЕРМЕЕР. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Предположительно, это автопортрет художника и его жены, представленной в образе древнегреческой музы истории Клио. Вермеер, любитель необычных ракурсов, изображает себя со спины, а модель помещает на второй план. При этом одним из главных персонажей картины становится богатый тяжелый занавес.

 

 

 

ЯН ВЕРМЕЕР. МОЛОЧНИЦА

 

ЯН ВЕРМЕЕР. МОЛОЧНИЦА

1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Художник любил изображать одного-двух человек в интерьере или небольшом дворике, запечатлевая повседневные, знакомые всем действия. Но, подобно Питеру де Хоху, Вермеер редко изображал своих героев смотрящими нам в глаза. Это придает его полотнам некоторую интимность, превращая зрителя в «подглядывающего». Интересно, что на картине была в свое время изображена полка на стене, которую Вермеер позже по какой-то причине убрал.

 

 

 

ЯН ВЕРМЕЕР. ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ И МАРИИ

 

ЯН ВЕРМЕЕР. ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ И МАРИИ

Ок. 1654-1656 г. Национальная, галерея Шотландии, Эдинбург

Это одна из ранних картин художника. Явное подражание заслуженным мастерам ренессансного и барочного искусства говорит о том, что Вермеер тогда еще не нашел свой собственный почерк. Некоторые исследователи считают, что картина была изготовлена на заказ. Но как бы то ни было, ее отличает блестящее владение композицией и цветом, а также тонкие характеристики персонажей.

 

 

 

ЯН ВЕРМЕЕР. АСТРОНОМ

 

ЯН ВЕРМЕЕР. АСТРОНОМ

Ок. 1668 г. Лувр, Париж

Полотно относится к числу известнейших творений Вермеера. Для Нидерландов XVII столетия интерес и уважение к ученому миру были весьма характерны. Есть предположение, что это портрет Антони ван Левенгука. Ученый изображен в момент работы — он вращает небесный глобус и, видимо, сверяется с книгами, лежащими перед ним. Кстати, искусствоведы определили название одной из книг: «О изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса.

 

 

 

ЯН ВЕРМЕЕР. ЖЕНЩИНА, ДЕРЖАЩАЯ ВЕСЫ

 

ЯН ВЕРМЕЕР. ЖЕНЩИНА, ДЕРЖАЩАЯ ВЕСЫ

1662-1663 гг. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

На первый взгляд — молодая женщина просто взвешивает свои ценности, лежащие перед ней в шкатулке, на ювелирных весах: видимо, проверяет качество украшений. Но весы в руке женщины... пусты, а за ее фигурой на стене видна картина с изображением «Страшного суда». Так, может быть, речь идет о тяжести вовсе не золота, а чего-то менее осязаемого, но более важного?