Чем лучше вы разбираетесь в каком-либо вопросе, тем интереснее вам становится. Так что вам не повредит совершить очень быструю прогулку по самым значительным эпохам истории искусства. По меньшей мере, она поможет вам поддержать соответствующий разговор, а также, возможно, распознать, под чьим влиянием создано то или иное, увиденное вами, произведение искусства. Остановимся подробнее на эпохе Возрождения и проявлениях стиля барокко в искусстве.
Эпоха Возрождения в живописи
К 1425 году наследовавшая античность романская эпоха, окончательно пришедшая в упадок, сменилась новой эрой с новыми идеями, мировоззрением, искусством и наукой. Возрождение началось в Италии и быстро распространилось по всей Европе. Оно принесло с собой возобновление интереса к классическому искусству, однако с усиленным вниманием к анатомии, движению, выразительности, глубине изображаемого пространства и с научным подходом к перспективе. Резко противопоставленное предыдущему периоду, искусство стало трехмерным, реалистическим отображением исторических и религиозных сюжетов. Во время расцвета Возрождения в 1500-х годах фламандские и голландские художники писали пейзажи и натюрморты, в которых большое внимание уделялось проблеме тени и света. Самые знаменитые произведения эпохи - роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, исполненная Микеланджело, и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Художники этой эпохи:
- - Леонардо да Винчи
- - Микеланджело
- - Рафаэль
- - Корреджо
- - Боттичелли
Барокко в живописи
Этот термин часто используют по отношению к большинству произведений искусства, созданных в XVII веке. Стиль барокко тоже зародился в Италии, а затем распространился в Австрии, Германии и за их пределами. Для этого стиля характерны огромные холсты, написанные яркими красками с экстравагантной пышностью и чрезвычайным великолепием. Особый акцент делался на передаче движения. Как действительность, так и религиозные сюжеты изображались живо, со множеством деталей.
Стиль барокко поощрялся католической церковью за свой парадный характер и внимание к религиозной теме. Однако в середине XVII века владельцы частных коллекций стали предпочитать картины меньшего размера, которые можно было повесить дома. Тем временем в Нидерландах группа художников, которых впоследствии стали называть «голландцами», начала продавать свои портреты, натюрморты и пейзажи богатым представителям среднего класса, занявшим место церкви в качестве заказчиков.
В Испании такие художники, как Диего Веласкес, использовали игру света и тени, чтобы достичь нового и острого ощущения реальности при изображении религиозных сюжетов. Двумя другими стилями, появившимися в XVII веке, были классицизм, представители которого сосредоточились на возрождении принципов искусства классической древности, и натурализм, чьи приверженцы изображали представителей низших классов в тавернах, на кухнях и в повседневных ситуациях.