СЛОВАРЬ


Абстрактный экспрессионизмтечение, возник­шее в середине XX века и провозглашающее необ­ходимость «освободить искусство от контроля разу­ма». Зачастую художники старались нанести краску на холст бессознательно, автоматически.


 

Абстракционисты художники, считающие, что ре­алистическое изображение в искусстве совершенно не важно. Идею можно донести до зрителя через со­четания линий, пятен и геометрических фигур.


 

Авангардизмэтим термином принято объединять практически все новаторские течения в искусстве конца XIX — начала XX века.


 

Академизмнаправление в живописи, основанное на внешнем, догматическом подражании классиче­ским образцам.


 

Ар нувораспространенное во многих странах на­звание стиля модерн.


 

Барбизонская школатак принято называть груп­пу французских художников, предпочитавших рабо­тать на природе. Писали натуралистические пейза­жи и жанровые картины.


 

Импрессионизмнаправление в искусстве на ру­беже XIX и XX веков. Импрессионисты считали, что ценность изобразительного искусства — в его спо­собности запечатлеть сиюминутное состояние, оста­новить мгновение.


 

Интимизмразновидность жанровой живописи, для которой характерны сцены повседневности, интерьер­ные композиции, сценки счастливой семейной жизни.


 

Кубизмнаправление в живописи, характеризую­щееся использованием упрощенных, геометризиро- ванных форм-основ.


 

Модерннаправление в искусстве конца XIX — на­чала XX века. Для него характерны декоративность, асимметрия, плавные «текучие» линии, интерес кэк- зотике, загадочности.


 

Неоимпрессионизмобычно проводят знак ра­венства между ним и пуантилизмом. Неоимпрес­сионисты обосновали теорию разложения цветов и разработали приемы письма раздельными мазка­ми локального цвета.


 

Постимпрессионизмдвижение в искусстве, возник­шее в результате кризиса импрессионизма. В основ­ном постимпрессионисты желали отражать не сию­минутные состояния, а вечное, неизменное в мире.


 

Прерафаэлитыхудожественное направление се­редины и второй половины XIX столетия. Его привер­женцы заявляли о нежелании творить в рамках ака­демизма, призывали вернуть искусству яркость и ин­дивидуальность.


 

Пуантилизм, или дивизионизмстилистическое на­правление неоимпрессионизма. Основано на письме раздельными мазками правильной формы.


 

Реализмне столько направление в изобразительном искусстве, сколько художественное кредо: изобразить реальность такой, какая она есть, не приукрашивая.


 

Романтизмнаправление, проявившее себя в изо­бразительном искусстве, литературе, музыке. Особое внимание уделялось личным переживаниям, душев­ным порывам человека.


 

Символизмнаправление в искусстве, представи­тели которого заявляли: искусство лежит в основном за пределами привычного восприятия. Со зрителем нужно разговаривать языком намеков и иносказаний.


 

Сюрреализмнаправление, основанное на ирра­циональности, на игре подсознания, на образах сно­видения и бреда.


 

Фовизмнаправление в живописи, отличающееся яркими, контрастными цветами, эмоциональностью, динамичностью техники.


 

Футуризмв изобразительном искусстве проявлялся в стремлении передать динамику современного «ме­ханизированного» мира, превозносил скорость, энер­гию, технические возможности современного общества.


 

Экспрессионизмнаправление в искусстве, осно­ванное на стремлении не воспроизвести действи­тельность, а передать зрителю эмоциональное со­стояние автора.