Абстрактный экспрессионизм — течение, возникшее в середине XX века и провозглашающее необходимость «освободить искусство от контроля разума». Зачастую художники старались нанести краску на холст бессознательно, автоматически.
Абстракционисты — художники, считающие, что реалистическое изображение в искусстве совершенно не важно. Идею можно донести до зрителя через сочетания линий, пятен и геометрических фигур.
Авангардизм — этим термином принято объединять практически все новаторские течения в искусстве конца XIX — начала XX века.
Академизм — направление в живописи, основанное на внешнем, догматическом подражании классическим образцам.
Ар нуво — распространенное во многих странах название стиля модерн.
Барбизонская школа — так принято называть группу французских художников, предпочитавших работать на природе. Писали натуралистические пейзажи и жанровые картины.
Импрессионизм — направление в искусстве на рубеже XIX и XX веков. Импрессионисты считали, что ценность изобразительного искусства — в его способности запечатлеть сиюминутное состояние, остановить мгновение.
Интимизм — разновидность жанровой живописи, для которой характерны сцены повседневности, интерьерные композиции, сценки счастливой семейной жизни.
Кубизм — направление в живописи, характеризующееся использованием упрощенных, геометризиро- ванных форм-основ.
Модерн — направление в искусстве конца XIX — начала XX века. Для него характерны декоративность, асимметрия, плавные «текучие» линии, интерес кэк- зотике, загадочности.
Неоимпрессионизм — обычно проводят знак равенства между ним и пуантилизмом. Неоимпрессионисты обосновали теорию разложения цветов и разработали приемы письма раздельными мазками локального цвета.
Постимпрессионизм — движение в искусстве, возникшее в результате кризиса импрессионизма. В основном постимпрессионисты желали отражать не сиюминутные состояния, а вечное, неизменное в мире.
Прерафаэлиты — художественное направление середины и второй половины XIX столетия. Его приверженцы заявляли о нежелании творить в рамках академизма, призывали вернуть искусству яркость и индивидуальность.
Пуантилизм, или дивизионизм — стилистическое направление неоимпрессионизма. Основано на письме раздельными мазками правильной формы.
Реализм — не столько направление в изобразительном искусстве, сколько художественное кредо: изобразить реальность такой, какая она есть, не приукрашивая.
Романтизм — направление, проявившее себя в изобразительном искусстве, литературе, музыке. Особое внимание уделялось личным переживаниям, душевным порывам человека.
Символизм — направление в искусстве, представители которого заявляли: искусство лежит в основном за пределами привычного восприятия. Со зрителем нужно разговаривать языком намеков и иносказаний.
Сюрреализм — направление, основанное на иррациональности, на игре подсознания, на образах сновидения и бреда.
Фовизм — направление в живописи, отличающееся яркими, контрастными цветами, эмоциональностью, динамичностью техники.
Футуризм — в изобразительном искусстве проявлялся в стремлении передать динамику современного «механизированного» мира, превозносил скорость, энергию, технические возможности современного общества.
Экспрессионизм — направление в искусстве, основанное на стремлении не воспроизвести действительность, а передать зрителю эмоциональное состояние автора.