Сакральное пространство священного города Иерусалима - архитектурный ландшафт и отдельные здания, связанные с важными христианскими реликвиями, - часто изображается в средневековом грузинском искусстве в таких наглядных объектах, как резьба по камню, настенная живопись, барельефы, скульптурные элементы и композиции, изделия из металла и рукописные миниатюры.
Вертикально вытянутая квадратная серебряная шкатулка с дверцей с одной стороны является частью ручки грузинских крестных крестов. Эта церковная форма в грузинской религиозной традиции называется сиони и должна быть символическим изображением иерусалимской церкви «Сион» (Гора Сион). Церковный сиони обычно представляет собой реликварий и выглядит как небольшая базилика, распространённая в Грузии в средние века. Примечательно, что такие сиони появляются в составе ручек процессионных крестов только с XV века. Золотые или позолоченные серебряные кресты, например, кресты из Мартвили и Гелати, датируются шестнадцатым веком и основаны непосредственно на этих «сионисах». Таки экземпляры хранятся в Национальном музее Грузии и Музее изобразительных искусств Шалвы Амиранашвили.
Град Божий наиболее широко представлен в сцене входа Христа в Иерусалим. Эта сцена обычно изображает идеальный, окружённый стеной, христианский город с открытыми воротами на переднем плане. Зубчатая стена окружает здания с доминирующим куполообразным сооружением в центре. В некоторых случаях купол венчает крест, и это здание обычно обозначает храм Гроба Господня. Полное изображение этой сцены имеется на чеканной раме иконы Богородицы Зарзмской (Лаклакидзевской), написанной в первой четверти XI века. В основной части рамы изображены сцены из Евангелий, в то время как в нижней части размещены композиции из апокрифического цикла о Богородице. Сцена въезда в Иерусалим - вторая композиция сверху, с правой стороны кадра. Внутри зубчатой стены стоит олицетворение города, «Дочь Сиона» (как обозначен этот город в книге пророка Захарии), одетая в одежды царицы. Справа от неё, в центре города, возвышается куполообразная церковь, вероятно, храм Гроба Господня. Его основной корпус с шестью проёмами является ярким напоминанием о ротонде, а его коническая крыша увенчана крестом. В отличие от сферического купола, типичного для византийской архитектуры, коническая крыша является характерной чертой грузинских церквей. Ещё одной особенностью, типичной для грузинской церковной архитектуры, являются узкие окна, расположенные близко друг к другу на основании купола - отличительная черта, появившаяся в десятом веке.
Орнамент, похожий на растительный, появляется на фризе под крышей сооружения, расположенного на переднем плане города-крепости. Он представляет собой украшенный карниз. Похожий элемент украшает карниз балдахина Богородицы в другой сцене на раме Зарзмской иконы. Этот узор также типичен для средневекового грузинского архитектурного декора, встречающегося в основном на карнизах и памятниках, датируемых второй половиной десятого и первой половиной одиннадцатого веков. Известны две версии этого орнамента – одна, в основном, геометрическая, в то время как другая больше склоняется к цветочным узорам. Изображение Иерусалима на этой раме отображает второй вариант этого декора, который почти точно повторяет карнизы церкви Архангела Михаила в грузинском селении Никози (рубеж десятого-одиннадцатого веков) и церкви Святого Георгия в Саване (1046 год). Стоит отметить, что в сцене Благовещения на той же иконе этот орнамент более геометрический и поэтому напоминает нам о карнизе купола и южных воротах церкви Ишхани (1032). Очевидно, что при создании архитектурных образов Иерусалима в своих композициях мастер иконы Зарзмской Богородицы включил современные грузинские архитектурные формы и орнаментальные мотивы, популярные в Грузии в начале XI века.
То же самое относится и к серебряной табличке из Шемокмеди (1008), которая была уничтожена во время советской антирелигиозной кампании в 1923-24 годах и известна сегодня только по фотографии, сделанной до 1920-х годов. Здесь сцена входа Христа в Иерусалим показывает город, представленный единственным сооружением: церковью с куполом. Церковь показана с юго-западного угла, видны дверь и два окна. Цилиндрический барабан церкви имеет коническую крышу, что демонстрирует его сходство с формами грузинской церкви. Архитектура сцены Сретения Господня в храме на раме иконы Зарзма также заслуживает внимания в этом отношении. На заднем плане изображено сооружение с тремя куполами, увенчанными крестами. Боковые купола сферические, в то время как центральный, доминирующий - конический.
Сооружения с коническими куполами и высокими узкими окнами, типичные для грузинской архитектуры, также изображены в композициях табличек перегородчатой эмали (XII-XIII века) "Сретение Господне в храме" и "Пятидесятница", хранящихся в Национальном музее Грузии.
На заднем плане сцены Сретения тоже изображено трёкупольное здание, похожее на то, что изображено в том же месте на раме Зарзминской иконы Пресвятой Богородицы. Он имеет сферические боковые купола и центральное, доминирующее сооружение с рядом длинных узких окон и коническим куполом, увенчанным крестом. На заднем плане сцены Пятидесятницы изображено сооружение с двойным куполом. Коническая крыша левого купола синего цвета, а барабан купола соединён тремя узкими окнами, в то время, как противоположный сферический купол имеет два широких окна. Во всех этих изображениях легко узнаваемы архитектурные формы, типичные для грузинских и византийских церквей. Нет никаких сомнений в грузинском происхождении этих произведений искусства, что подтверждается архитектурными формами и включением зажжённой свечи в сцену сретения - иконографическая деталь, известная только по грузинским образцам.
Наряду с этими монументальными изображениями Иерусалим ещё был широко представлен в произведениях грузинского изобразительного искусства позднего средневековья. Хотя в то врямя уже входили в моду композиции из грузинских вельмож и более приземлённые сценки грузинского празднования торжества и застолья в среде простонародья. Поэтому остаточные библейские изображения проявляются, главным образом, в изображении зданий, выполненных в грузинском архитектурном стиле, таких как триптих иконы Ацкури (XVI век), художник которого, несомненно, был вдохновлён иконой Богородицы. Сцены на триптихе Ацкури очень похожи на композиции этой иконы.