В этой статье подробнее рассмотрим материалы и инструменты для рисования гуашью. Так вам будет легче приобрести все необходимое и начать обучение, реализуя уроки по рисованию гуашью на практике.
Содержание
Гуашь
Первое и самое важное, что вам необходимо для начала работы гуашью, — это базовый набор красок, потому что теоретически вы можете рисовать гуашью даже акварельными кистями и на акварельной бумаге, но не можете заменить гуашь другими красками. Поэтому прежде чем покупать другие вспомогательные материалы, приобретите гуашевые краски.
Рисунок 1
Обычно гуашь продается в тюбиках и имеет кремообразную консистенцию (рисунок 1). И лично я советую покупать гуашь в тюбиках. Однако должна заметить, что в последнее время в художественных магазинах и в интернете я вижу наборы твердой гуаши и гуашь в банках. Так что если хотите поэкспериментировать, можете попробовать и эти виды краски.
Теперь давайте разберемся, какие именно краски покупать. Вы можете приобрести набор или несколько тюбиков с выбранными цветами. Всегда выбирайте гуашь профессионального класса — это должно быть указано на коробке. Даже если такие краски стоят дороже, вы никогда не пожалеете об этом.
Если вы решили купить набор, в него обычно входят основные цвета, а остальные оттенки вы можете смешать сами. Купите дополнительный тюбик белой гуаши, поскольку белый цвет наиболее часто используется в гуашевой живописи для смешивания как пастельных, так и других оттенков.
Другой вариант — тюбики гуашевой краски, которые продаются по отдельности. И снова вам понадобится большой тюбик белой гуаши. И, конечно же, обязательно возьмите первичные цвета: красный, желтый и синий (см. «Смешивание цветов»). Для каждого из первичных цветов я советую приобрести два варианта оттенков: теплый и холодный. Например, для синего цвета я рекомендую приобрести прусский синий и ультрамариновый синий.
Также хорошо бы иметь под рукой следующие цвета: желтую охру, коричневый (умбру жженую), черный, сиену жженую, малиновый и пурпурный.
Внимание: если у вас нет какого-либо определенного цвета, попробуйте смешать краски, используя те, которые у вас уже есть. Это улучшит ваши навыки смешивания цветов.
Кисти для гуаши
На втором месте в нашем списке — кисти для гуаши. Как я говорила ранее, вы можете рисовать акварельными кистями или любыми другими, какие у вас есть, но я настоятельно рекомендую приобрести несколько кистей, более подходящих для гуаши. Это намного упростит процесс рисования. Кисти для гуаши не должны быть мягкими и не должны удерживать воду. Эти кисти должны быть средней жесткости и довольно пластичными. Обычно они стоят на полках в художественных магазинах в общей секции.
Итак, какие же кисти вам понадобятся для создания работ?
Круглые кисти и кисти для проработки деталей. Прежде всего, вам потребуются несколько круглых кистей разных размеров: маленькая (размеры 1-4), средняя (размеры 5-7) и большая (размеры 8 и больше). По одной кисти каждого размера будет достаточно, по крайней мере для уроков рисования гуашью, представленных на сате.
Пожалуйста, обратите внимание, что это очень приблизительный диапазон размеров. Я сделала его, чтобы облегчить вам выбор кистей.
Вам также понадобится кисть для проработки деталей, которая, по моему мнению, незаменима для добавления мелких элементов и расстановки акцентов. Такие кисти можно найти среди следующих типов кистей: маленьких круглых кистей, кистей-споттеров и коротких кистей-лайнеров. Акварельная кисть для деталей слишком мягкая для гуаши, поэтому постарайтесь найти кисти со средне-жесткими или жесткими волосками.
Овальные и плоские кисти. Следующие кисти, которыми, я думаю, вы будете часто работать и определенно их полюбите — овальные и плоские кисти. Они идеально подходят для покрытия больших участков картины, а также для нанесения многих видов мазков (см. «Мазки кистью»). Выбирайте любой размер, который вам подходит, но я советую приобрести большие кисти: овальную кисть в размере 10 и плоскую в размере 3/4 (рисунок 2).
Рисунок 2
Дополнительные кисти. Если вы можете позволить себе купить больше кистей, то я советую вам приобрести овальную кисть среднего размера (размер 4), кисть-лайнер и еще несколько круглых кистей. Но помните, что вы можете начать рисовать гуашью всего с несколькими кистями, а затем приобретать другие кисти в соответствии с вашими собственными художественными наклонностями и предпочтениями.
Бумага для гуаши
И, наконец, давайте поговорим о бумаге, которую вы можете использовать для рисования гуашью. Я выбрала несколько видов бумаги, которые, как мне кажется, хорошо подходят. Но прежде чем окунуться в эту информацию, я должна заметить, что в отличие от акварели, бумага не является для гуаши ключевым фактором. Тем не менее, важно, чтобы она была соответствующей. Поэтому не тратьте слишком много денег и выберите для начала один или два варианта бумаги из следующего списка.
Акварельная бумага подходит для рисования гуашью. Вы можете использовать либо гладкую акварельную бумагу горячего прессования, либо фактурную бумагу холодного прессования. Лично я предпочитаю акварельную бумагу горячего прессования. Что касается бумаги холодного прессования, не используйте густую консистенцию краски, особенно когда вы наносите самый первый слой: вместо этого добавьте больше воды, чтобы краска покрыла фактурную поверхность бумаги.
Бумага для смешанной техники предназначена для рисования различными художественными средствами и идеально подходит для гуаши. Я работала с разными марками бумаги этого типа и ни одна из них меня не разочаровала. Обычно эта гладкая и довольно плотная бумага, поэтому гуашь легко ложится на нее.
Возможно, вы удивитесь, но я считаю, что бумага для эскизов тоже подходит для гуаши. Плотность такой бумаги обычно составляет около 150 г/м2. Этого недостаточно для рисования акварелью, но вы можете использовать ее для работ гуашью, особенно для изображения отдельных объектов без фона. В любом случае вы можете попробовать и использовать ее для отработки техник в гуаши или, может быть, для того, чтобы зарисовать какие-нибудь идеи.
Работать гуашью на черной бумаге — абсолютное удовольствие. Я настоятельно рекомендую купить хотя бы несколько отдельных листов и попробовать рисовать на них. Еще лучше, если у вас будет целый скетчбук или, может быть, блокнот с черной бумагой. Что касается плотности бумаги, то чем она толще, тем лучше — она не будет скручиваться и сминаться, когда вы будете наносить краску. В некоторых уроках я советую использовать черную бумагу, поэтому, пожалуйста, прежде чем приступать к работе, проверяйте список вспомогательных материалов.
Последний пункт в моем списке — цветная бумага. Существует огромный ассортимент скетчбуков и блокнотов с цветной бумагой. Также сюда можно добавить и крафт-бумагу. Да-да, вы можете рисовать на такой бумаге гуашью! Некоторые картины на цветном фоне выглядят фантастически. В некоторых уроках я указываю в списке материалов, что для работы отлично подойдет цветная бумага. Есть только один момент, который нужно иметь в виду: если вы работаете на очень тонкой бумаге, используйте минимальное количество воды. Это должна быть почти неразбавленная гуашевая краска.
Дополнительные материалы
Теперь обратимся к дополнительным материалам, которые будут необходимы для комфортной работы гуашью.
Емкости для воды. В качестве емкости для воды можно использовать банку, стакан или чашку. Лучше, если емкость будет прозрачной — это позволит вам видеть, насколько вода чистая и когда она становится достаточно грязной, чтобы ее сменить. Я советую использовать две или даже три баночки с водой. Обычно я использую одну для разбавления краски и смешивания темных цветов, вторую — для пастельных и других светлых оттенков, а третью — просто для ополаскивания кистей между использованием красок. Меняйте воду в банках, когда она становится слишком грязной.
Совет: не используйте во время рисования горячую или теплую воду, так как она может испортить ваши кисти. Лучше всего наполнять баночки водой комнатной температуры.
Бумажные полотенца. Я советую во время работы иметь наготове несколько кусков бумажного полотенца. Один кусок обязательно понадобится вам для очистки кистей, а также для впитывания лишней воды из них. Второй кусок бумажного полотенца я использую для открывания тюбиков гуаши. Лично мне всегда трудно открывать маленький колпачок тюбика, поэтому вам тоже может понадобиться для этого полотенце. Неплохо иметь еще один кусок на случай, если при открытии колпачка сухая краска рассыплется по столу. Поэтому, чтобы предотвратить беспорядок на рабочем месте, я застилаю стол бумажным полотенцем.
Карандаш. Как и при работе акварелью, для набросков перед началом работы гуашью я использую механический или обычный карандаш № 2 (также называемый карандашом HB). Для рисования гуашью вам также понадобится дополнительный карандаш для набросков на черной бумаге или другом темном фоне. Это может быть белый меловой карандаш или мягкий белый карандаш.
Ластик. Лично я люблю использовать ластик-клячку и всегда использую его во время любых набросков карандашом. Но вы можете взять любой ластик, который у вас есть, когда выполняете уроки по рисованию гуашью.
Малярный скотч, или рисовая лента. Они понадобятся вам, чтобы закрепить листы бумаги на рабочей поверхности или определить рабочую область, если это требуется в комментарии к уроку. Когда картина завершена, можно просто снять скотч, не повредив при этом бумагу.
Внимание: некоторые виды бумаги и некоторые клейкие ленты могут не очень хорошо сочетаться. Поэтому, прежде чем приступить к работе и использовать малярный скотч, протестируйте его на бумаге. Если после удаления скотча бумага не повреждена, продолжайте работу над картиной.
Палитра. Это может быть фарфоровая или пластиковая палитра, или можете взять даже обычную белую тарелку. Я выяснила, что пластиковые палитры лучше всего подходят для смешивания гуашевых красок, и я обычно использую сразу три простых пластиковых палитры одновременно.
Бумага для тестирования. Что касается бумаги для тестирования, вы можете использовать оборотную сторону использованного или поврежденного листа. Такие кусочки бумаги очень удобно держать на столе для тестирования цвета или для быстрых набросков.
Фен. Поскольку гуашь сохнет очень быстро, использование фена не является обязательным условием. Однако иногда, если я тороплюсь, а краску нанесла слишком толстым слоем, я использую фен, чтобы ускорить высыхание мокрых участков картины.