Основы и техники рисования гуашью


Гуашь сейчас становится супермодной, потому что она универсальна и проста в использовании. Ниже приведены самые важные факты о гуаши, а также техники работы с ней. Таким образом, вы получите четкое и ясное представление о том, что такое гуашь. 

 

Содержание

  1. Консистенция гуаши
  2. Цветовой контраст гуашью
  3. Смешивание цветов
  4. Мазки кистью
  5. Техники работы с гуашью
  6. Приемы для работы с гуашью
  7. Поиск вдохновения
  8. Практика работы гуашью в скетчбуке

 

Основы и техники рисования гуашью

 

Консистенция гуаши

Если выдавить гуашь из тюбика на палитру, то вы увидите, что ее консистенция довольно плотная и кремообразная. Но так как это краска на водной основе, ее следует наносить на бумагу с помощью воды.

 

Прежде всего, кисть всегда должна быть влажной, но не мокрой. Исключение составляет техника сухой кисти.

 

Если нужно, в гуашевую краску можно добавить немного чистой воды, чтобы получить нужную консистенцию. Она по-прежнему будет кремообразной и густой, но станет гораздо более податливой и будет легко и гладко наноситься на бумагу.

 

В статьях на сайте все эскизы рассчитаны на использование гуаши именно такой консистенции. Чем больше воды вы добавляете в гуашевую краску, тем прозрачнее она станет, и тем больше будет похожа на акварель. Если вы рисуете гуашью впервые, то я рекомендую потренироваться при помощи быстрого упражнения, для того чтобы почувствовать, как именно добиться нужной консистенции (см. рисунок 1).

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 1

 

  • Изображение № 1: выдавите небольшое количество гуаши на палитру. Смочите кисть и наберите с палитры краску. Теперь нарисуйте любую фигуру этой консистенцией краски. Вы получите эффект сухой кисти — очень красивая текстура. Несмотря на то что текстура получилась довольно приятная, это не самая лучшая консистенция краски для гладкого покрытия.
  • Изображение № 2: теперь добавьте немного воды в краску на палитре и полученной консистенцией нарисуйте любую фигуру. Обратите внимание, как гладко и ровно легла краска в этот раз.
  • Изображение № 3: затем добавьте больше воды в краску на палитре. Нарисуйте еще одну фигуру, рядом с первыми двумя. Как и в предыдущем примере, результат все еще непрозрачный, и чувствуется, что это правильная консистенция краски.
  • Изображения № 4 и № 5: если вы продолжите добавлять воду, то увидите, что слои становятся все прозрачнее и прозрачнее. В конце концов вы получите практически прозрачный слой, как в случае с акварельной краской. Ваша цель — создать непрозрачную и кремообразную консистенцию: не слишком густую и не слишком прозрачную.

 

Цветовой контраст гуашью

Контраст — это принцип в искусстве, применимый к различию в таких параметрах, как цвет, размер и текстура. Высокий контраст означает усиление интенсивности и привлечение большего внимания к элементам произведения. Без контраста зрителю может быть трудно установить связь с картиной, и он потеряет к ней интерес.

 

Здесь я покажу вам, как добавить контраст самым простым способом: с помощью цвета. Давайте посмотрим на несколько цветовых вариаций контраста:

 

  • Цветовой контраст гуаши может быть достигнут путем добавления светлых цветов на темный слой краски (см. рисунок 2). Самый высокий контраст можно получить, рисуя белым цветом на темном слое.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 2. От светлого к темному

 

  • Цветовой контраст достигается также добавлением темных цветов на светлый слой (см. рисунок 3). В этом случае максимальный контраст можно получить, рисуя черным цветом на светлом слое краски.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 3. От темного к светлому

 

  • Цветовой контраст создается путем добавления белого цвета (см. рисунок 4). Для этой техники используйте один цвет в качестве основы. Затем добавьте белый к базовому цвету, чтобы получилось два цвета: базовый и базовый + белый. Вы можете менять цвета местами и рисовать сначала одним из них. Затем добавить сверху другой. В обоих случаях вы получите мягкий контраст.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 4. Добавьте белый

 

  • И наоборот, цветовой контраст создается с помощью добавления черного цвета (см. рисунок 5). Этот вариант применяется так же, как и в случае с белым цветом. Но вместо белого добавьте к базовому цвету черный или любой другой темный цвет.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 5. Добавьте черный

 

Смешивание цветов

Смешивание цветов — это очень важный навык, который можно освоить только практикой. Во время работы над эскизами некоторые основные правила помогут вам чувствовать себя увереннее при выборе цветов и их смешивании.

 

Смешивание цветов основано на теории цвета. Давайте начнем ее рассмотрение с цветового круга (см. рисунок 6).

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 6

 

Цветовой круг — это круг, содержащий двенадцать оттенков, которые расположены в соответствии с их соотношением друг с другом. Он разделен на три основные цветовые группы.

 

Основные цвета — это желтый, красный и синий. Эта группа называется «первичной», так как никакие другие цвета не могут быть смешаны для создания этих цветов.

 

Вторичные цвета — это оранжевый, зеленый и фиолетовый. Они получаются путем смешивания равного количества двух первичных цветов.

 

Существует шесть оттенков, составляющих третичные цвета: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, желто-зеленый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый и сине-зеленый. Они получаются путем смешивания вторичного цвета с первичным цветом. Теоретически, вам требуется всего три первичных цвета для создания любой палитры.

 

Однако помните о принципе теплых и холодных оттенков. Теплые оттенки — это красные, оранжевые и желтые. Холодные оттенки — это зеленые, голубые и фиолетовые. Желто-зеленый и краснофиолетовый являются промежуточными оттенками и могут быть использованы и как теплые, и как холодные тона. Любой цвет может иметь два оттенка: теплый и холодный. На рисунке 7 показаны два оттенка желтого цвета. Первый — это «Первичный Желтый», и он является холодным цветом. Второй — «Глубокий Желтый» — теплый цвет, почти оранжевый. Конечный результат будет зависеть от того, какие, холодные или теплые, тона вы используете для смешивания.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 7

 

В смешивании гуаши есть несколько особых правил. Прежде всего белая гуашь, на мой взгляд, является незаменимой в живописи. Во-вторых, насыщенность цвета зависит не от водного баланса, как в случае с акварелью, а от пропорции цветов. Смешивание гуаши — это вопрос не только того, какие цвета смешивать, но и того, в каких пропорциях брать каждый цвет и добавлять ли белый цвет (см. рисунок 8).

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 8

 

Инструкции к каждому эскизу в пошаговых уроках включают раздел по смешиванию цвета краски (см. рисунок 9). Там вы можете увидеть примеры, а также описание с пропорциями. Конечно, эти пропорции очень приблизительны, так как результаты будут зависеть от марки гуаши, которую вы используете (некоторые цвета могут отличаться). Однако я рекомендую вам следовать всем этим пропорциям, особенно в начале вашей работы с гуашью.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 9

 

Мазки кистью

Этот раздел состоит из двух частей. Сначала я расскажу о видах мазков и почему так важно знать и использовать их. Затем у вас будет возможность попрактиковаться в различных техниках. Давайте обсудим все шаг за шагом.

 

Мазки кистью — это то, с помощью чего вы можете использовать определенную кисть более эффективно (см. «Кисти для гуаши» для получения дополнительной информации о типах кистей). Это один из основных навыков, который значительно облегчает процесс рисования. Именно поэтому использование различных мазков важно при рисовании любыми красками.

 

В зависимости от типа кисти, вы можете создавать различные мазки и узоры. На рисунке 10 показаны различные варианты работы для круглой кисти, овальной кисти, плоской кисти и кисти для проработки деталей. Для каждого вида кисти существует несколько основных типов мазков. Форма мазков зависит от того, как вы держите кисть, как вы перемещаете ее по бумаге и как долго вы сохраняете ее контакт с бумагой.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 10

 

Рассмотрим пример с плоской кистью. Самая первая линия была проведена таким образом, что она касалась бумаги боком, а затем протянута вперед по поверхности (1 на рисунке 10). Второй мазок выполнен тем же методом, но вместо того, чтобы прислонять кисть к бумаге боком (2 на рисунке 10), вы можете держать кисть вертикально, чтобы она дотрагивалась до бумаги только кончиком. Слегка прикоснитесь кистью к бумаге (3a на рисунке 10). Таким же образом прикоснитесь кистью и немного проведите ею вперед по поверхности бумаги (3b на рисунке 10).

 

Наконец, я прислонила кисть к бумаге горизонтально, а затем немного провела ею по поверхности бумаги, меняя направление, чтобы добиться эффекта волны (4 на рисунке 10).

 

Поначалу может показаться, что управлять кистями и освоить все эти мазки нелегко. Если вы попрактикуетесь сейчас, то это сэкономит много времени в будущем. Ниже я подготовила несколько упражнений, которые помогут вам овладеть навыками нанесения мазков кистью. Основная кисть, которую мы будем использовать, — круглая.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ ФИГУРЫ ЦВЕТОМ. Круглой кистью нарисуйте контур фигуры, а затем заполните ее изнутри тем же цветом (см. рисунок 11).

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 11

 

ЗАПОЛНЕНИЕ ФИГУРЫ ЦВЕТОМ С ЭФФЕКТОМ СУХОЙ КИСТИ. Я рекомендую выполнять это упражнение овальной или плоской кистью. Сначала просто закрасьте прямоугольную область, а затем продолжите закрашивать края, используя эффект сухой кисти. Для этого используйте остатки краски на кисти или наберите еще краски на кисть и распределите ее по краям, чтобы добиться грубого эффекта (см. рисунок 12). Это упражнение демонстрирует технику сухой кисти, которая часто используется в работах.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 12

 

ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ. Держите кисть вертикально и рисуйте волнистые линии, как показано на рисунке 13. Практикуйтесь с использованием круглой и овальной кистей.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 13

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЧИКА КИСТИ. Используйте примеры на рисунке 14 для практики рисования линий кончиком кисти для деталей или кисти-лайнера.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 14

 

РИСОВАНИЕ ОДНИМ МАЗКОМ. Следуя примеру на рисунке 15, попробуйте повторить формы листьев и лепестков только лишь одним мазком. Для этого нажмите на кисть, проведите ею по бумаге, а затем поднимите ее. Чем дольше вы ведете кистью, тем длиннее будет штрих. Практикуйтесь с круглыми и овальными кистями разных размеров.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 15

 

МАЗКИ КИСТЬЮ ОДИН ЗА ДРУГИМ. Возьмите маленькую круглую кисть или кисть для деталей и рисуйте мазки один за другим. На рисунке 16 можно увидеть, как это выглядит, если накладывать один слой поверх другого.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 16

 

Мазки кистью — это всего лишь практика. А практика всегда имеет смысл — даже если вы опытный художник. Экспериментируйте со своими кистями и практикуйтесь как можно чаще.

 

Техники работы с гуашью

В этом разделе я расскажу о некоторых техниках, которые я использую при работе с гуашью. Эти методы помогут вам научиться рисовать гуашью, познать эту краску с разных сторон и эффективнее работать с эскизами. Я рекомендую вам освоить каждую из этих техник до того, как вы начнете работу над эскизами.

 

Названия этих техник могут отличаться от тех, которые используются в других источниках информации. Кроме того, в различных книгах вы можете встретить другие приемы рисования. Если это так, не игнорируйте эти методы — попробуйте их. Я всегда говорю, что чем больше у вас навыков и знаний, тем лучше.

 

Первая техника — лессировка, или наслоение (см. рисунок 17). Эта базовая техника наиболее часто используется в рисовании гуашью. В ней есть только одно правило: перед тем как нанести следующий слой, дайте предыдущему слою высохнуть. Для применения этой техники важно использовать правильную консистенцию гуаши. Поэтому дважды убедитесь, что ваша гуашевая краска не водянистая и не размоет предыдущий слой.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 17

 

Далее следует прямое смешивание (см. рисунок 18). Это часто используемая техника в гуашевой живописи. Лично я нахожу ее наиболее способствующей творчеству. Итак, как это работает? Нанесите два или более цвета на бумагу и смешайте их кистью. Один за другим возьмите разные цвета с палитры, используя влажную кисть, чтобы сделать слой красивым и ровным. Этот метод идеально подходит для фона, а также для некоторых отдельных элементов.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 18

 

Техника градиента (см. рисунок 19) является разновидностью техники прямого смешивания. Название говорит само за себя: она идеально подходит для рисования градиента. Итак, нанесите с одной стороны листа бумаги один цвет, а затем добавьте другой цвет с другой стороны, оставляя между ними свободную область. Понемногу добавляйте один цвет к другому, смешивая их до тех пор, пока они не сойдутся в центре. Таким образом, вы получите красивый и плавный градиент.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 19

 

Следующая техника — смягчение (см. рисунок 20). Смягчение представляет собой размывание слоя гуаши влажной кистью. Вы можете применять эту технику в двух случаях. Во-первых, для размытия края, а во-вторых, для размытия перехода между двумя цветами. В обоих случаях нужно быть осторожным, чтобы размыть границы краски аккуратно. Убедитесь, что ваша кисть не слишком мокрая, и не делайте кистью лишних движений.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 20

 

Техника сухой кисти (см. рисунок 21) — потрясающая художественная техника, которая придает картине красивую текстуру. Для этого метода необходимо смочить кисть водой, затем удалить большую часть влаги, вытерев кисть бумажным полотенцем. Затем возьмите на кисть немного гуашевой краски. Вместо краски обычной консистенции используйте густую краску прямо из тюбика. Или, если это смесь цветов, используйте минимальное количество воды, чтобы добиться эффекта сухой кисти. Чтобы лучше понять, как работает эта техника, я рекомендую вам попрактиковаться и нарисовать несколько видов линий, а также набросать некоторые простые объекты.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 21

 

Придание формы сухой кистью (см. рисунок 22) — это разновидность техники сухой кисти. Она отлично подходит для рисования фона и некоторых основных слоев. Однако существует секрет применения этой техники.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 22

 

Было бы трудно закрасить весь объект (особенно если он большой), используя технику сухой кисти. Поэтому вместо этого сначала заполните форму краской более жидкой консистенции, а затем добавьте края с помощью техники сухой кисти. Для этой техники лучше всего подходят овальные и плоские кисти.

 

Техника смешивания (см. рисунок 23), в отличие от акварели, не часто используется в гуашевой живописи. Однако она используется в некоторых работах. Нанесите слой краски, а затем добавьте другой цвет на еще влажный слой. Работайте быстро, так как гуашь высыхает за очень короткий срок.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 23

 

Разбрызгивание (см. рисунок 24) также используется и в акварельной живописи и привносит в работу некоторую свежесть, свободу и легкость. Эта техника идеально подходит для добавления звезд на темном небе белой гуашью. Разбрызганные капли могут быть большими или маленькими — это зависит от размера используемой кисти. Брызги обычно добавляются на сухой слой, поэтому сначала дайте высохнуть предыдущему слою, а затем используйте бумагу или бумажное полотенце, чтобы прикрыть область, где вы не хотите добавлять брызги. Возьмите немного краски на кисть и нанесите ее на открытую область.

 

Основы и техники рисования гуашью

Рисунок 24

 

И это все, что вам нужно для начала работы с гуашью! Просто не забывайте продолжать практиковаться и получать от этого удовольствие.

 

Приемы для работы с гуашью

Я поделюсь с вами своими хитростями и советами. Мной подобраны несколько приемов, которые подходят именно для гуаши, и будет здорово, если вы сможете о них прочитать.

 

Перекрывайте участки. Поскольку гуашь ложится непрозрачным слоем, вы можете перекрашивать слои один или два раза и не бояться, что ваша картина будет выглядеть грязной, как это могло бы быть при работе с акварелью. Поэтому вы имеете возможность перекрыть краской, например, свои ошибки.

 

Обратите внимание, что наносить краску повторно следует тогда, когда предыдущий слой полностью высох. Кроме того, не используйте слишком много воды для перекрывающего слоя. Вода может размыть предыдущий слой, и вместо того, чтобы покрыть его, вы получите смесь предыдущей краски и новой. Не накладывайте гуашь слишком много раз: только если это необходимо и имеет смысл.

 

Добавьте к цвету немного белил, чтобы получить матовый финиш. Некоторые цвета гуаши могут не иметь специфического матового финиша. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша работа выглядела более матовой после высыхания, добавьте в краску небольшое количество белил.

 

В отличие от акварели, гуашью можно рисовать на темных или пигментированных слоях. Используйте эту возможность гуаши, чтобы нарисовать светлые или белые объекты поверх насыщенного фона. Например, белая медуза будет потрясающе смотреться на темно-синем фоне океана.

 

Гуашь — это контраст. Представляйте заранее, как использовать эту особенность гуаши, и всегда анализируйте, имеет ли смысл наносить новый слой и контрастирует ли он с предыдущим. Например, если вы добавляете детали на лепесток цветка, выберите цвет, который будет контрастировать с основным слоем. Для темных лепестков выбирайте светлые или пастельные цвета элементов. А для лепестков светлого цвета хорошо подойдут детали темных оттенков.

 

Поиск вдохновения

Давайте теперь поговорим о вдохновении. Что это такое? Откуда оно приходит? И самое главное, как поддерживать вдохновение в течение дней, недель, месяцев и лет, чтобы оно превратилось в произведение искусства?

 

Вдохновение, на мой взгляд, — это чувство внутри вас, которое помогает или подталкивает к созданию чего-то прекрасного и уникального. Это как кнопка запуска вашего творческого процесса, и вы не можете начать творить без него. Я уверена, что не существует идеального рецепта того, как можно вдохновиться. Однако я с удовольствием поделюсь с вами некоторыми методами, которые действительно работают в моем случае и к которым я прибегаю уже много лет.

 

Первый способ — участие в любой деятельности, не связанной с вашим творческим процессом, которая дает вам ощущение счастья. Это может быть просмотр фильма, прогулка, танцы, прослушивание музыки, приготовление пищи, покупки... Все, что вам действительно нравится делать, может помочь вам войти в поток вдохновения и буквально почувствовать, что вы хотите создать что-то прекрасное и поделиться этим с миром. Не упускайте это мгновение, и даже если у вас нет времени на то, чтобы продолжить работу в этот же самый момент, зафиксируйте свои идеи на бумаге в виде заметок или быстрого наброска.

 

Второй метод — мудборд. Я использую этот метод с тех пор, как я стала графическим дизайнером. Он всегда работает и позволяет быстро добиться результата. Мудборд — это визуальное представление изображений, которые вам нравятся и которые вас вдохновляют. По сути, он содержит все, что вы считаете нужным сохранить для текущего или будущего вдохновения.

 

Ваш мудборд может быть сфокусирован на:

 

  • настроении и атмосфере,
  • цветах или цветовых сочетаниях,
  • работах других художников,
  • смеси всех этих категорий.

 

Вы можете постоянно практиковаться в создании мудбордов и использовать свою «библиотеку» в любой момент. Или вы можете создать специальный мудборд для работы, над которой вы сейчас трудитесь. Обычно я создаю смешанный мудборд перед началом работы над картиной или проектом. Как только я чувствую, что готова, я перехожу к эскизам. Я убираю мудборд и перехожу к следующему шагу.

 

И последнее в моем списке — ежедневная работа со скетчбуком. Это метод, который, по моему мнению, каждый должен хотя бы попробовать. И это просто замечательный способ держать себя в творческом потоке. В следующем разделе я объясню, что это такое и как отрабатывать навыки в скетчбуке.

 

Практика работы гуашью в скетчбуке

Как я уже говорила ранее, работа в скетчбуке — один из способов получения и поддержания вдохновения.

 

Я советую рисовать в скетчбуке каждый день. Неважно, как долго и какие средства вы будете использовать, просто продолжайте практиковаться. Для гуаши можно использовать отдельный скетчбук, а можно сочетать различные художественные средства в одном скетчбуке. У меня есть и то и другое: скетчбук для смешанных работ и отдельный скетч-бук только для гуаши. Теперь давайте разберемся, что можно рисовать в скетчбуке.

 

Прежде всего, в скетчбуке вы можете запечатлеть то, что вдохновляет вас и что вы хотели бы запомнить или использовать в дальнейшем. Например, если вы на улице заметили красивую композицию с цветами в горшках, или с дверью и кошкой, просто быстро набросайте ее в своем скетчбуке, когда вернетесь домой, а затем, если понадобится, вы сможете нарисовать ее с большим количеством деталей. Обычно такие быстрые наброски выглядят очень реалистично и неповторимо и могут стать настоящими шедеврами.

 

Во-вторых, если вы хотите попробовать выразить на бумаге идеи, которые зародились у вас в голове или хотите поэкспериментировать с цветами, формами и композициями, используйте скетчбук. Где еще, если не в нем? Если вы запечатлеете свою идею на листе бумаги, велика вероятность, что вы потеряете ее. A скетчбук подобен архиву, и к нему можно обратиться в любое время.

 

Еще одно очень важное преимущество использования скетчбука для воплощения своих идей и экспериментов — это то, что вам не нужно концентрироваться на технике или деталях. Сосредоточьтесь на основных моментах и не тратьте слишком много времени. Позднее вы сможете использовать эти идеи и эксперименты из скетчбука для создания прекрасных картин, в которых будет гораздо больше деталей.

 

Наконец, используйте скетчбук для быстрой арт-разминки. Это может быть минутный набросок небольшого предмета или фрагмент большой картины ежедневно. Рисуйте все, что не отнимет у вас много времени, и вы увидите, что это работает как арт-терапия. Можете бросить вызов и каждый день рисовать что-то на одну тему. Например, выбираете тему «флора» и каждый день рисуете веточку какого-нибудь растения. Вскоре в вашем скетчбуке появятся страницы с иллюстрациями трав. Или можете сосредоточиться на морских обитателях... и на всем, что придет вам в голову.

 

У вас могут быть свои способы заполнять страницы скетчбука. Это нормально, потому что все мы разные. Но я надеюсь, что мои методы и подходы будут полезны.