Здесь мы имеем дело с воздействием перспективы на человеческое тело, когда оно рассматривается под очень острым углом. Хотя вы, возможно, никогда не захотите рисовать кого-то, кто лежит прямо перед вами вертикально к вам, часто бывает так, что вы рисуете позы, в которых некоторые части фигуры находятся к вам ближе, чем другие, и здесь применяются те же правила перспективы. Таким образом, упражнение заключается в том, чтобы найти кого-то, кто согласится полежать на земле или на диване как можно более ровно, предпочтительно на спине. Художнику нужно сесть так, чтобы видеть модель со стороны ног, затем — со стороны головы, при этом уровень глаз художника должен располагаться не намного выше высоты лежащего тела.
Когда вы впервые пробуете выполнить это упражнение, трудность заключается в том, чтобы принять тот факт, что ноги или голова, кажется, исчезают из поля зрения, и на рисунке они очень короткие. Если вы не привыкли рисовать людей с учетом перспективы, они кажутся неестественно искаженными. Тем не менее ваши глаза видят все очень точно, и лишь рассудок мешает вам поверить в то, что вы видите. Обратите внимание на мужскую фигуру — область, занимаемая ногами и ступнями, больше, чем область, занимаемая туловищем и головой, хотя мы знаем, что, если бы мы смотрели на стоящего человека, они были бы одинаковыми.
Также, если мы посмотрим на женскую фигуру, то увидим, что голова и плечи кажутся очень большими по сравнению с размерами остального тела, которое находится дальше от зрителя. Это подчеркивает тот факт, что мы воспринимаем близкие нам объекты как более крупные, чем те, что находятся дальше. Например, согните руку и посмотрите на ладонь перед лицом — понаблюдайте, как размер вашей кисти увеличивается по мере того, как вы приближаете ее к лицу.
Таким образом, когда вы начинаете рисовать фигуру лежащего человека, вам может понадобиться провести две линии, показывающие, как фигура уменьшается по мере удаления от вас. Первые мои два наброска дают вам некоторое представление о том, как это происходит.
Когда вы сделаете самый простой набросок основных форм, начните рисовать наиболее крупные элементы, помня, что нужно тщательно воспроизводить то, что вы видите, а не то, что подсказывает вам память. Не поддавайтесь искушению добавить на этом этапе какие-либо мелкие детали, сейчас вам нужно добиться простоты и точности изображения. Еще раз соизмерьте распложенные на заднем плане части тела с более близко расположенными, чтобы убедиться, что вы не начинаете увеличивать первые или уменьшать вторые в соответствии с тем, как, по вашему мнению, должно выглядеть человеческое тело, — многие новички делают именно это, и требуется немного попрактиковаться, прежде чем ваш мозг «сумеет привыкнуть» к правильной оценке.