До сих пор, когда вы рисовали предмет, вы, без сомнения, сосредоточивались на попытке воспроизвести составляющие его формы, не задумываясь о том, что происходит между ними.
Другими словами, вы рисовали только его позитивные формы. Однако промежуточные формы, известные как негативные, одинаково важны в вашей работе.
Чтобы научиться обращаться с ними, сначала попробуйте нарисовать стул, как я сделал здесь, выстроив его форму так, чтобы было ясно, где спинка и ножки образуют полную форму кубоида, — ножки прочно стоят на полу и подлокотники одинаковой длины.
Теперь взгляните на это по-другому. Оставаясь в том же положении относительно стула, заполните все промежутки между ножками, подлокотниками, перекладинами и спинкой так, чтобы получилась форма стула, похожая на негативную фотографию. Сначала этого бывает нелегко добиться, но, если вы будете внимательно наблюдать за формами, вы получите рисунок, который будет выглядеть как стул. Это упражнение очень ценно для вас как художника, потому что оно заставляет при рисовании любого предмета смотреть на все, что вас окружает, включая все видимые пространства вокруг него, которые являются такой же частью того, что вы видите, как и объекты, являющиеся элементами композиции. Кроме того, гораздо легче измерить размер и пропорции, когда вы включаете в композицию все части предмета, которые обычно не рисуете. Выполняя это упражнение, учитесь видеть как художник.
Наконец, сделайте обычный рисунок с натуры карандашом или ручкой, соблюдая пропорции, так, чтобы все было на своем месте. Постарайтесь нарисовать все как можно точнее, не проводя измерений.