Урок 4. Контуры предметов и тени в рисовании карандашом


Упражнения, приведенные здесь, должны быть для вас интересными, поэтому, выполняя их, постарайтесь чувствовать себя непринужденно. Не сжимайте карандаш слишком сильно, держите плечи расслабленными, не горбитесь и не подходите слишком близко к мольберту. Рисуйте то, что вам нравится, и не беспокойтесь об ошибках — просто исправляйте их, когда заметите.

 

Для выполнения следующего набора упражнений вам нужно будет поставить перед собой несколько простых бытовых предметов. Я взял некоторые вещи из собственного дома — ваши не обязательно должны быть точно такими же, просто это поможет вам сверяться с моими рисунками, пока вы работаете над изображением стоящего перед вами предмета.

 

Прежде, чем вы начнете рисовать, внимательно рассмотрите каждый предмет, чтобы ознакомиться с его формой. Для первых упражнений я использовал стеклянные предметы, потому что вы можете смотреть сквозь них, чтобы понять, как правильно передать их форму.

 

Упражнение 1

Мой первый предмет — бутылка, на которую я смотрю строго сбоку. Поскольку она симметричная, я прежде всего провожу центральную линию. Затем я рисую контур ее формы, включая крышку вверху, убедившись, что обе ее стороны симметричны.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Поскольку я смотрю на бутылку немного сверху, я могу увидеть ее округлую форму. Чтобы показать это, мне нужно было нарисовать эллиптические формы — именно эту форму принимают круги, когда на них смотрят немного под углом. И снова я тщательно выстраиваю форму по обе стороны от центральной вертикальной линии.

 

Ниже показано, как эллипсы уплощаются в большей или меньшей степени в зависимости от расположения уровня глаз, с которого рассматривается округлый предмет. Хотя чем ниже уровня глаз они находятся, тем они становятся больше по вертикальной оси; ширина по горизонтальной оси остается неизменной. Рисовать такие круги непросто даже для опытных художников, но не следует пугаться трудностей — если вы будете упорно практиковаться, у вас эти рисунки будут получаться хорошо.

 

Следующий предмет — стеклянный стакан с небольшим количеством воды в нем — рисовать немного легче, чем бутылку, потому что у него прямые стороны. Сначала нарисуйте контур стакана, стоящего на уровне глаз, а затем так, как будто вы смотрите на него немного сверху. На последнем рисунке вы видите три эллипса: верхний край стакана, поверхность воды и дно стакана.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Третий предмет — бокал вина, наполненный жидкостью; его рисовать немного сложнее. Здесь вы увидите три эллипса различной ширины, но объект по-прежнему симметричен относительно вертикальной оси. Рисуйте не торопясь и наслаждайтесь точным изображением формы.

 

Далее нарисовано несколько непрозрачных предметов, начиная с миски. Рисунок вида сбоку достаточно прост: проведите кривую как можно более точно и аккуратно, а затем займитесь видом сверху. На этот раз вы не можете видеть предмет насквозь, поэтому вам нужно нарисовать только один край нижнего эллипса.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Нарисовать чашку с блюдцем сложнее. При определенном упорстве и внимательности вы скоро сможете достаточно правильно передавать форму этих предметов. Рисовать вид сверху немного сложнее, и, поскольку вы не можете видеть сквозь фарфор, поначалу вам будет непросто изобразить нижние эллипсы.

 

После чашки и блюдца нарисовать кувшин вам будет гораздо легче. Он помещен здесь специально, чтобы усилия, которые вы приложили при создании более сложного рисунка, окупились при работе над более простым. Как и прежде, нарисуйте точный вид сбоку, прежде чем изображать его более естественно, то есть немного сверху.

 

Упражнение 2

Теперь вы готовы перейти к рисованию ряда различных предметов, как по виду, так и по сложности. Рисунок молотка довольно прост, но, если смотреть на него под углом, все оказывается немного сложнее, чем на первый взгляд.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Есть два способа легко нарисовать ложку: изображая ее переднюю часть и боковую. Изучите эти два способа, прежде чем перейти к более сложному, но и более реалистичному виду.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Если вы справились с ранее описанными предметами, вам будет нетрудно нарисовать горшок с крышкой, а коробку — и того проще, но будьте внимательны с воспроизведением третьего варианта, немного более сложного, где возможны ошибки при передаче перспективы.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Рисование кастрюли и чайника может быть довольно трудной задачей, но вы уже привыкли к решению подобных проблем. Эта последовательность объектов просто обеспечивает вам возможность попрактиковаться в рисовании разных предметов. Постарайтесь нарисовать их как можно больше, не жалея на эти упражнения столько времени, сколько вы будете в состоянии выделить на рисование.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Нарисовать стул сложнее, чем вам может показаться на первый взгляд. Следуйте привычным правилам, изобразив его сбоку и спереди, и лишь после этого попытайтесь нарисовать его в перспективе.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

В работе над рисунком стула вам очень поможет понимание его конструкции.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Упражнение 3

Контуры всех этих предметов достаточно простые, однако чтобы они выглядели более объемными и реалистичными, нужно использовать различную штриховку.

 

Сначала как можно точнее выполните линейные рисунки предметов. На рисунке книги штриховка помогает показать форму корешка, а тонкие линии создают эффект спрессованных страниц. Все, что нужно сделать — это добавить тень, чтобы закрепить книгу на поверхности.

 

Контуры предметов и тени в рисовании карандашом

 

Внутри бидона нарисуйте довольно темную тень, чтобы дать представление о емкости внутри. Затем добавьте постепенно меняющийся тон на внешней поверхности цилиндра и небольшую падающую тень, чтобы завершить картину.

 

Яблоко следует штриховать в вертикальном направлении между верхней и нижней поверхностью, концентрируясь на левой стороне, чтобы показать направление падающего света. Также добавьте отбрасываемую тень и небольшую штриховку там, где плодоножка выходит из углубления.