До сих пор упражнения, которые вы делали, были мало похожи на рисование, скорее — это напоминало каракули. Следующая фаза — более интеллектуальная, вы должны мысленно представить себе форму, прежде чем попытаться нарисовать ее.
Упражнение 1
1. Во-первых, не слишком задумываясь, как можно лучше нарисуйте круг. Теперь закройте глаза и мысленно представьте себе идеальный круг. Это удивительно — представить себе идеальный круг мы можем, а нарисовать его — нет!
2. В качестве второй попытки нарисуйте круг, выполняя едва заметную линию циркулем, а затем проведите по нему линию от руки, чтобы рука запомнила, как эта форма должна выглядеть. Попрактикуйтесь подобным образом, и достаточно быстро ваша способность нарисовать круг от руки улучшится.
3. Теперь попробуйте нарисовать равносторонний треугольник, то есть такой треугольник, у которого длина всех трех сторон одинакова. Это не так-то просто, как кажется, не так ли? но тут вам поможет механическое устройство: опишите круг с помощью циркуля, а затем внутри него нарисуйте треугольник, все углы которого касаются круга.
4. Теперь изобразите квадрат. Вы знаете, что все стороны квадрата равны по длине, а все его углы прямые, но, чтобы правильно нарисовать такой квадрат на бумаге, вам может потребоваться некоторое время. Здесь вам понадобится линейка, с помощью которой вы будете измерять длины.
5. Поскольку вы нечасто видели подобную форму в жизни, вам может быть непросто нарисовать квадрат, балансирующий на одном углу, как ромб. Вам будет труднее нарисовать его так, чтобы все стороны квадрата были равны.
Упражнение 2
Теперь мы переходим к несколько более сложным формам. Смысл этого упражнения в том, чтобы заставить ваш глаз, мозг и руку действовать сообща, так что постепенно вам будет легче выполнять это упражнение.
1. Сначала нарисуйте пятиконечную звезду, не отрывая карандаша от бумаги. Это также легче сделать внутри круга, следя за тем, чтобы все углы фигуры касались круга, но попробуйте рисовать ее без круга.
2. Во-вторых, попробуйте нарисовать шестиконечную звезду, которая представляет собой всего лишь два наложенных друг на друга равносторонних треугольника.
3. В-третьих, нарисуйте восьмиугольную звезду, которая представляет собой один квадрат, наложенный на другой.
4. Теперь попробуйте нарисовать яйцо. С одного конца оно уже, чем с другого, — более широкий конец должен быть внизу.
5. Полумесяц — это еще одна форма; она гораздо более сложная, чем кажется на первый взгляд, но секрет в том, чтобы понять: кривая является частью круга. Попробуйте нарисовать его от руки, а затем с помощью проведенного циркулем круга.
Упражнение 3
В этом упражнении мы начинаем изучать способы, с помощью которых фигуры кажутся трехмерными. Самый обычный способ — изображение предмета в перспективе, то есть именно так, как мы склонны видеть формы в пространстве.
1. Нарисуйте один квадрат, затем — еще один, такого же размера, но немного выше и сбоку от первого. Соедините углы с прямыми линиями. В результате у вас получился прозрачный куб.
2. Следующая фигура похожа на первую, но мы видим только три соединительные линии, так что в этом случае куб не выглядит прозрачным.
3. Вот другой способ рисования куба: нарисуйте сплющенный параллелограмм, похожий на ромб, положенный на одну из сторон, а затем проведите прямые вертикальные линии вниз от углов этой формы к другой такой же форме ромба, расположенной ниже.
4. На этот раз нарисуйте только три соединительные линии и два края нижнего ромба, чтобы куб выглядел сплошным.
5. Затем нарисуйте цилиндр. Сначала нарисуйте эллипс — сплющенный круг, а затем проведите вертикально вниз две параллельные линии, чтобы соединить верхний эллипс с таким же нижним.
6. Попробуйте еще раз, но на этот раз оставьте только передний край нижнего эллипса, чтобы цилиндр выглядел сплошным.
7. Затем сделайте так, чтобы был виден только передний край верхнего эллипса, — теперь цилиндр кажется видимым снизу.
8. Теперь перейдем к конусам, которые представляют собой просто две сходящиеся прямые линии и эллипс на более широком конце.
9. Попробуйте нарисовать только часть эллипса, а затем изобразите конус, балансирующий на острие.
Упражнение 4
Немного попрактиковавшись, вы обнаружите, что ни одно из этих упражнений не представляет особой трудности. Следующий этап — попрактикуйтесь создавать области различного тона на шарах, кубах, цилиндрах и конусах.
1. Сначала как можно точнее нарисуйте круг. Теперь очень легкими штрихами нанесите тон на левую половину круга. Увеличьте интенсивность тона в форме полумесяца вдоль нижней левой стороны круга, оставляя небольшой участок у края, который будет соответствовать области отраженного света, обычно возникающий на темной стороне сферы. нанесите отбрасываемую тень на область, распространяющуюся влево от шара и исчезающую по мере удаления от него.
2. Теперь можно перейти к рисованию куба, покрывая его левую сторону средне-темным тоном. Когда она станет достаточно темной, равномерно покройте другую вертикальную сторону более светлым тоном. Теперь осталось только нарисовать отбрасываемую тень, как и раньше, но соответствующую прямоугольной форме фигуры.
3. Цилиндр похож на сферу, но тень располагается на вертикальной поверхности. Снова сделайте столб более темного тона чуть в стороне от границы левого края.
4. При рисовании конуса вы должны учитывать сужение к вершине, которое сказывается на форме отбрасываемой тени.