Урок 3. Перспектива: передача трехмерных форм и пространства


Для того, чтобы создать ощущение трехмерности в вашем рисунке, вам нужно будет кое-что узнать о перспективе, которая и является техникой передачи трехмерных форм и пространства на плоскости. В жизни перспектива дает нам возможность оценить расположение предметов и людей по отношению друг к другу, и вам нужно будет отразить это в своих рисунках, чтобы они получались достаточно реалистичными.

 

Принципы простой перспективы

Сначала проведите на всей странице три параллельные друг другу горизонтальные линии. Центральная линия должна быть расположена немного ближе к верхней линии, чем к нижней. Эта центральная линия (1) представляет собой уровень глаз, который всегда будет линией горизонта. Остальные — верхняя горизонталь (2) и нижняя горизонталь (3).

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Теперь проведите вертикальную линию от верхней горизонтали к точке схода и затем к нижней горизонтали (6). Зафиксируйте точку на линии уровня глаз и соедините два конца проведенной вертикальной линии с этой точкой, которая называется точкой схода (4). Эти две линии являются верхней линией перспективы (5) и нижней линией перспективы (7). Теперь у вас получился треугольник, соединяющий три горизонтальные линии и одну вертикальную.

 

Затем нарисуйте две вертикальные линии, параллельные первой вертикали (одну справа (9) и одну слева (8)), которые будут пересекать две линии, идущие к точке схода.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Теперь вы можете стереть линии построения и оставить лишь видимый твердый блок, например, коробку или здание, причем линия горизонта проходит позади этого объекта. В итоге вы получили трехмерное изображение объекта, которое выглядит достаточно убедительно.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Принципы сложной перспективы

До сих пор мы изучали перспективу очень кратко, поэтому в этом продолжении урока мы рассмотрим ее более подробно, поскольку она является важным условием рисования реалистичных картин. Принципы перспективы не так уж трудно понять и освоить, но вам придется попрактиковаться, прежде чем использование перспективы станет вашей второй натурой, и вы сможете использовать их, почти не задумываясь. Эту часть урока можно пропустить сейчас и вернуться к ней после прохождения всех уроков до 19 урока включительно.

 

Первый этап изучения перспективы — теория, и пока вы не начнете применять ее на практике, она, вполне возможно, покажется вам довольно запутанной, к тому же эта теория без прямого наблюдения не выглядит особенно убедительной. именно поэтому явно трехмерные изображения, созданные компьютером, всегда выглядят немного нереальными. На первый взгляд там все правильно, но, если у вас есть время, чтобы изучить их, вы заметите, что они не настолько реальны, как то, что мы видим в реальности.

 

Немного попрактиковавшись в использовании перспективы в рисунках, вы скоро начнете видеть, как это работает в реальной жизни, и сможете вносить все более и более тонкие корректировки, благодаря которым ваши рисунки станут более убедительными. Может показаться, что это довольно сухой материал, но удостоверьтесь, что вы способны справиться с подобной формой визуализации окружающей действительности, прежде чем у вас выработается привычка рисовать предметы, выглядящие для зрителя абсолютно реальными.

 

Искусство перспективы состоит в том, чтобы убедить глаз (и мозг соответственно), что он видит трехмерное пространство, имеющее глубину и протяженность. В этом уроке я привел серию упражнений, которые, если их точно скопировать, дадут вам хорошее представление о том, как рисовать предметы и пейзажи с использованием перспективы.

 

Одноточечная перспектива

В первом упражнении мы изучим то, что называется одноточечной перспективой. Это означает, что на линии горизонта есть только одна точка схода, к которой ведут все основные линии композиции. Все остальные линии будут либо горизонтальными, либо вертикальными.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Начните с рисования линии горизонта, располагая ее на листе слева направо. В реальной жизни горизонт всегда будет располагаться на уровне ваших глаз. Убедитесь, что он параллелен верхнему и нижнему краям листа бумаги. Теперь поставьте точку в центре этой линии горизонта — единственную точку схода. Затем нарисуйте исходящие из этой точки пять линий под углом к линии горизонта, две слева и три справа от точки схода.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Затем аккуратно проведите шесть вертикальных линий, параллельных боковым сторонам листа и перпендикулярных линии горизонта, две слева от точки схода и четыре справа. Они будут представлять собой фасады трех больших блоков, которые располагаются в пространстве между горизонтом и передним планом.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

В конце вам нужно будет провести шесть горизонтальных линий, которые начинаются от верхнего и нижнего концов этих вертикалей, левые тянутся влево от вертикали, а правые — вправо. Теперь, когда вы сотрете вспомогательные направляющие, вы получите то, что будет выглядеть как три больших блока, устойчиво стоящих в созданном пространстве.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Двухточечная перспектива

Следующая схема разъясняет, как работает двухточечная перспектива. И снова сначала нарисуйте поперек листа бумаги линию горизонта, убедившись, что она параллельна верхнему и нижнему краям бумаги. Затем отметьте две точки схода, одну слева и одну справа. В центре нарисуйте более короткую вертикальную линию, перпендикулярную линии горизонта и разделяющую ее пополам, как показано на рисунке. Теперь нарисуйте линии от точек схода до верхнего и нижнего концов вертикального отрезка в центре и продлите их до краев листа, как показано на рисунке.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Чтобы блок казался трехмерным, нужно нарисовать еще две вертикальные линии, параллельные первой, одну слева и дальше от центральной линии, а другую — справа. Завершите их сверху и снизу на линиях перспективы, которые вы уже провели. Затем из двух точек схода проведите еще по две линии перспективы.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Линии, исходящие из левой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка справа, а линии, исходящие из правой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка слева. Благодаря этим построениям, вы создадите структуру блока, четко и просто зафиксированного в пространстве.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Чтобы завершить создание иллюзии прозрачного объемного блока, вам нужно будет нарисовать последнюю вертикаль, которую вы бы не увидели, если бы блок был непрозрачным. Она соединяет точки, где пересекаются последние группы линий перспективы. Итак, вы снова нарисовали зрительно объемный блок, но на этот раз прозрачный.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Трехточечная перспектива

Трехточечная перспектива используется нечасто, но я показываю ее здесь потому, что она позволяет завершить объяснение того, как работает перспектива.

 

Она применяется при рисовании очень высоких зданий, и ее не так легко увидеть в реальной жизни, если вы не стоите у подножия одного из них.

 

Сначала, как и раньше, нарисуйте линию горизонта поперек листа бумаги, а затем, после фиксации двух точек схода слева и справа, соедините их с точкой на длинной вертикали, проведенной в центре, как и раньше, сверху и снизу, только верхняя точка должна быть настолько высоко, насколько это возможно из-за размеров листа, в то время как нижняя точка должна находиться близко к линии уровня глаз. В результате, как вы можете видеть, получается очень высокий четырехугольник.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Теперь нарисуйте две линии по обе стороны от центральной вертикали так, чтобы они в верхней части одинаково наклонялись внутрь, как если бы у вас была третья точка схода на вертикали намного выше края листа бумаги, так высоко над горизонтом, что вам понадобился бы огромный лист бумаги, чтобы вместить ее.

 

Нарисуйте еще несколько линий от правой и левой точек схода, которые, как вы можете видеть, соединяются на разной высоте на поверхности этого высокого блока, так что он теперь напоминает небоскреб.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Этот рисунок больше похож на то, что вы могли увидеть в реальности, но для того, чтобы нарисовать этот предмет в полный рост, потребуется большой лист бумаги.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Несколько вертикальных линий на одной стороне блока усилят драматизм перспективы и создадут впечатление высокого здания, видимого снизу. Конечно, угловатость блока сильно преувеличена, но этот рисунок хорошо передает саму идею. Помните, что перспектива — это только способ обмануть глаз, чтобы тот поверил в устойчивость зданий и глубину пространства. Если воспринимать ее слишком буквально, иллюзия рушится.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Схема перспективы

Это чисто схематическое упражнение предназначено для того, чтобы вы могли попрактиковаться в использовании перспективы так, чтобы вы научились рисовать трехмерные предметы без вспомогательных линий, потому что вы уже освоили базовые принципы. Координация глаз и сознания достигается постоянной практикой.

 

Упражнение 1

ШАГ 1

Как и раньше, нарисуйте линию горизонта и точки схода для двухточечной перспективы. На этот раз нарисуйте вертикаль в левой стороне листа, а затем еще одну, меньшую, — внизу, как показано на рисунке. Затем соедините с точками схода верхнюю и нижнюю точки большей вертикали, а также нижний конец меньшей вертикали.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 2

Теперь нарисуйте еще две вертикали, чтобы получить большой куб, а затем соедините верхний конец меньшей вертикали с точками схода. Затем нарисуйте два эллипса позади верхнего края меньшего блока.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 3

Теперь завершите рисование нижнего блока, как показано на рисунке, и проведите вертикали от узких концов двух эллипсов. Одна пара вертикалей должна завершиться ниже линии горизонта, а вторая пара — над ней. Нарисуйте еще два эллипса, чтобы у вас получились два цилиндра — один длинный, а другой короткий.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 4

Затем, чтобы немного усложнить композицию, нарисуйте еще две линии перспективы, чтобы вы могли построить ряд столбов, выстроившихся в ряд между двумя блоками с одинаковыми промежутками. Проведите вертикальную линию от нижнего конца нижней линии, а затем — еще одну на небольшом расстоянии от первой, чтобы получился четырехугольник. Начертите диагонали этого четырехугольника и проведите еще одну вертикаль и линию перспективы через точку пересечения диагоналей.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 5

Используя прием, описанный выше, чтобы нарисовать ряд столбов в перспективе, продолжайте вычерчивать диагонали, которые используют следующую точку пересечения диагоналей для построения новой вертикали, пока не получите ряд столбов.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Когда вы сотрете все вспомогательные конструктивные линии, рисунок должен выглядеть так, как показано здесь. Это упражнение может занять некоторое время, но его стоит выполнить, чтобы отработать свои навыки рисования с учетом перспективы. Результат должен быть достаточно убедительным.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

Упражнение 2

Последнее упражнение на перспективу легче выполнить, чем предыдущие, потому что вам нужно только оглядеться вокруг, чтобы увидеть следующий сюжет для картины. Это не означает, что задача становится легче, когда речь заходит о рисовании, но по крайней мере теперь вы уже достаточно попрактиковались в рисовании с использованием перспективы, так что вы сможете гораздо более уверенно приступить к выполнению упражнения.

 

ШАГ 1

Прежде всего, посмотрите на этот первоначальный эскиз интерьера. На основании ранее выполненных упражнений вам сразу станет ясно, что для создания рисунка используются линии перспективы.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 2

На следующей схеме показаны линии перспективы, наложенные на эскиз, которые помогут вам проверить правильность изображения комнаты. Вы обнаружите, что самые трудные для рисования участки вашей собственной комнаты располагаются на периферии — в этих областях часто возникает небольшое искажение видимой картинки, которое выглядит на рисунке странно. Возможно, вам придется исправить или проигнорировать предметы, видимые периферическим зрением.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 3

После того, как вы построили эскиз, который, по вашему мнению, точно соответствует тому, что вы видите, начните помещать на рисунок основные контуры комнаты и мебели, которые находятся в поле вашего зрения. Однако, если имеются какие-либо сложные предметы мебели или вещи, сильно усложняющие картину, удалите их из поля зрения или просто оставьте вне вашего рисунка. Все художники учатся корректировать сцену, которую рисуют с натуры, чтобы упростить ее или сделать более интересной и композиционно эффектной. Подобные исправления вы можете наблюдать в картинах, написанных с натуры Тёрнером, Каналетто или Гварди. Линии перспективы должны позволить вам добиться точной передачи пропорций всех элементов композиции.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

 

ШАГ 4

Затем вы можете начать работать над тональными величинами, чтобы придать изображению атмосферу и глубину. Если вам придется оставить рисунок и вернуться к работе позднее, проследите за тем, чтобы мебель не перемещалась и угол, под которым падает свет, был тем же самым. Если погода была солнечной, а вы решите возобновить работу в другое время дня, то расположение освещенных участков и теней окажется совершенно иным, поскольку вечернее освещение частично обеспечивается естественным светом, а частично — источником света вверху комнаты. Обратите внимание на то, как я выстроил тона, вплоть до глубокого черного цвета на сиденьях стульев у стола.

 

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства