Британского художника Уильяма Тёрнера искусствоведы называют провозвестником не только импрессионизма, но и символизма, и даже сюрреализма.
Уильям Тёрнер. Картины художника
- Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный»
- Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость
- Уильям Тёрнер. Трафальгарская битва
- Уильям Тёрнер. Большой канал в Венеции
- Уильям Тёрнер. Извержение Везувия
- Уильям Тёрнер. Современный Рим — Кампо Ваччино
- Уильям Тёрнер. Дидона, основательница Карфагена
Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный»
1839 г. Национальная галерея, Лондон
На этой картине старый корабль «Отважный» отправляют в док для разборки. Новаторской по тем временам является техника живописи, позволяющая нам рассмотреть практически все последовательные красочные слои — в 1830-х Тёрнер писал очень экспрессивно.
Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость
1844 г. Национальная галерея, Лондон
Предположительно на картине изображен мост Мейденхед над Темзой, по которому мчится поезд. Капли дождя, пар из топки, стоящий над рекой туман — все это смешивается в фантастическое желтовато-сиреневое марево, превращая поезд в сказочное существо. В то время поездки по железной дороге становились все более популярны, и художник живо интересовался всеми техническими новшествами.
Уильям Тёрнер. Трафальгарская битва
1822 г. Национальный морской музей, Лондон
Тёрнер представляет ключевой момент сражения, после которого Британия окончательно станет владычицей морей: гибель адмирала Нельсона в схватке с испано-французской флотилией. Главные герои здесь — корабли, людей довольно сложно разглядеть, несмотря на размеры картины: 238 х 172 см. Это самое крупное полотно из созданных Тернером.
Уильям Тёрнер. Большой канал в Венеции
1835 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В Венеции Тёрнер бывал много раз и очень любил этот город. На картине — не столько достоверное отображение одного из известнейших «открыточных видов», сколько живое, непосредственное впечатление от яркого солнечного дня. Здания второго плана как будто растворяются в золотистом свете, стирая линию горизонта.
Уильям Тёрнер. Извержение Везувия
1817г. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен
В свое время картина вызвала негодование у британской публики: люди желали любоваться нежными туманными пейзажами, а Тёрнер представил им натуралистичное (правда, написанное не с натуры) изображение разбушевавшейся стихии. Новатор во всем, Тёрнер не боялся непонимания и несоответствия вкусам — и остался в истории как один из величайших живописцев XIX века. Ну, а «Везувий» давно признан шедевром...
Уильям Тёрнер. Современный Рим — Кампо Ваччино
1839 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес
Дерзко нарушенные правила композиции и законы перспективы, непредсказуемая игра со светом и цветом... Работа нашего современника? Нет, пейзаж Тёрнера 1839 года! Сочетание видных на втором плане современных художнику зданий и античных развалин придает полотну дополнительный фантасмагорический оттенок. Прозрачный летний туман и солнечное небо прописаны безупречно.
Уильям Тёрнер. Дидона, основательница Карфагена
1815 г. Национальная галерея, Лондон
Своим учителем Тёрнер считал Клода Лоррена, который, правда, жил на 200 лет раньше и не мог наставлять «ученика» лично. Это полотно действительно во многом напоминает лорреновские пейзажи с их невероятно красивым природным светом. Сам Тёрнер считал эту картину своим лучшим произведением и, по легенде, даже хотел, чтобы его похоронили вместе с ней. Но потом изменил завещание.