Художник Жан-Франсуа Милле говорил о себе: «Я крестьянин и ничего больше» (правда, вопрос о том, действительно ли он родился в крестьянской семье, довольно спорен).
Жан-Франсуа Милле. Картины художника
- Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом
- Жан-Франсуа Милле. Собирательницы хвороста (Угольщицы)
- Жан-Франсуа Милле. Весна
- Жан-Франсуа Милле. Ферма на холме
- Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев
- Жан-Франсуа Милле. Гревиль
- Жан-Франсуа Милле. Крестьянка печет хлеб
- Жан-Франсуа Милле. Крестьяне несут домой рожденного в поле теленка
- Жан-Франсуа Милле. Сельская ферма Тур
- Жан-Франсуа Милле. Портрет Полины Оно
- Жан-Франсуа Милле. Человек с мотыгой
- Жан-Франсуа Милле. Анжелюс (молитва, обращенная к пресвятой Богородице)
- Жан-Франсуа Милле. Сеятель
- Жан-Франсуа Милле. Одуванчики
- Жан-Франсуа Милле. Осенний пейзаж со стаей индеек
- Жан-Франсуа Милле. Пастушка со своим стадом
- Жан-Франсуа Милле. Стога осенью
- Жан-Франсуа Милле. Побережье в Гревиле
- Жан-Франсуа Милле. Нормандская доярка
- Жан-Франсуа Милле. В поле
- Жан-Франсуа Милле. Пастушка и ее стадо
Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом
Ок. 1858 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Земледельцы на картинах Милле исполнены особого достоинства, несмотря на изнурительный физический труд.
Жан-Франсуа Милле. Собирательницы хвороста (Угольщицы)
Начало 1860-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Для Милле характерно создание картин в одной общей гамме — таким образом, художник подчеркивал неразрывную связь крестьянина и земли. В «Собирательницах хвороста» фигуры женщин кажутся почти сросшимися с сухой корягой, которую они собираются отломить от пня.
Жан-Франсуа Милле. Весна
1868-1873 гг. Музей д’Орсе, Париж
Интересно, что Милле практически никогда не создавал картин на природе — разве что небольшие этюды, а потом в студии «собирал» из них стройные композиции. Такова и эта картина — яркая и радостная, она словно соединяет в себе все приметы весны и пробуждения природы, несмотря на то, что завершена незадолго до смерти художника.
Жан-Франсуа Милле. Ферма на холме
1866-1868 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Это небольшое произведение выполнено пером, чернилами и акварелью — отсюда такая прозрачность и легкость, которых не дает масляная живопись. Милле в процессе подготовки крупных картин делал множество зарисовок карандашом, пастелью, акварелью... Эти работы сейчас являются ценными экспонатами музеев множества стран и воспринимаются как вполне самостоятельные произведения искусства.
Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев
1857 г. Лувр, Париж
Характерный для Милле живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой они собирают колоски... Многие обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики»... Но может ли быть оскорбительной правда?
Жан-Франсуа Милле. Гревиль
1854-1873 гг. Музей изящных искусств, Реймс
Не только тяжелый и безотрадный труд крестьян живописал Милле — в его арсенале много картин, проникнутых настроением радости и солнечного лета. Таково полотно «Гревиль» (это название небольшой французской деревушки). Все представленное на полотне — залитые солнцем долины, замшелые изгороди, мирно гуляющие по лугу коровы и гуси, бредущие по дороге нагруженные нехитрым скарбом лошади — вполне подходит под определение «сельская идиллия»...
Жан-Франсуа Милле. Крестьянка печет хлеб
1854 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Возможно, вы уже обратили внимание — лица людей на картинах Милле можно рассмотреть крайне редко. И здесь мы видим в первую очередь доведенные до автоматизма движения — изо дня в день эта женщина печет хлеб, работает в поле, собирает хворост, ухаживает за скотом... Милле одним из первых возвысил в живописи человека труда.
Жан-Франсуа Милле. Крестьяне несут домой рожденного в поле теленка
1864 г. Художественный институт Чикаго
Вызывающе неакадемичное произведение: крестьяне — двое мужчин и женщина — несут на выстланных сеном самодельных носилках крошечного теленка, а следом шествует мать новорожденного.
Жан-Франсуа Милле. Сельская ферма Тур
До 1875 г. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль
Солнце освещает каменные постройки — такие старые и так прочно вросшие в землю, что они уже кажутся не творением человеческих рук, а частью ландшафта. В ворота въезжает всадник, ведя в поводу еще двух лошадей. Почему эта простая сцена вызывает в сердце такой живой отклик? Может быть, не только благодаря разлитому в ней спокойствию, но и потому, что всем близка и дорога тема возвращения домой?
Жан-Франсуа Милле. Портрет Полины Оно
1843—1844 гг. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль
Картина с трагической историей: Полина Оно — жена художника, умершая в возрасте 23 лет от туберкулеза. Нездоровая бледность молодой женщины, немного неестественный блеск ее глаз, мрачноватый фон — все это говорит о том, что болезнь уже ни для кого не является секретом: Полина скончалась в 1844 году.
Жан-Франсуа Милле. Человек с мотыгой
Жан-Франсуа Милле. Анжелюс (молитва, обращенная к пресвятой Богородице)
Жан-Франсуа Милле. Сеятель
Жан-Франсуа Милле. Одуванчики
Жан-Франсуа Милле. Осенний пейзаж со стаей индеек
Жан-Франсуа Милле. Пастушка со своим стадом
Жан-Франсуа Милле. Стога осенью
Жан-Франсуа Милле. Побережье в Гревиле
Жан-Франсуа Милле. Нормандская доярка
Жан-Франсуа Милле. В поле