Жан-Франсуа Милле

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНКИ С ХВОРОСТОМ

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНКИ С ХВОРОСТОМ

Ок. 1858 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сам художник говорил о себе: «Я крестьянин и ничего больше» (правда, вопрос о том, действительности он родился в крестьянской семье, довольно спорен). Земледельцы на его картинах исполнены особого достоинства, несмотря на изнурительный физический труд.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СОБИРАТЕЛЬНИЦЫ ХВОРОСТА (УГОЛЬЩИЦЫ)

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СОБИРАТЕЛЬНИЦЫ ХВОРОСТА (УГОЛЬЩИЦЫ)

Начало 1860-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Для Милле характерно создание картин в одной общей гамме — таким образом, художник подчеркивал неразрывную связь крестьянина и земли. В «Собирательницах хвороста» фигуры женщин кажутся почти сросшимися с сухой корягой, которую они собираются отломить от пня.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ВЕСНА

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ВЕСНА

1868-1873 гг. Музей д’Орсе, Париж

Интересно, что Милле практически никогда не создавал картин на природе — разве что небольшие этюды, а потом в студии «собирал» из них стройные композиции. Такова и эта картина — яркая и радостная, она словно соединяет в себе все приметы весны и пробуждения природы, несмотря на то, что завершена незадолго до смерти художника.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ФЕРМА НА ХОЛМЕ

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ФЕРМА НА ХОЛМЕ

1866-1868 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Это небольшое произведение выполнено пером, чернилами и акварелью — отсюда такая прозрачность и легкость, которых не дает масляная живопись. Милле в процессе подготовки крупных картин делал множество зарисовок карандашом, пастелью, акварелью... Эти работы сейчас являются ценными экспонатами музеев множества стран и воспринимаются как вполне самостоятельные произведения искусства.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ

1857 г. Лувр, Париж

Характерный для Милле живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой они собирают колоски... Многие обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики»... Но может ли быть оскорбительной правда?

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ГРЕВИЛЬ

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ГРЕВИЛЬ

1854-1873 гг. Музей изящных искусств, Реймс

Не только тяжелый и безотрадный труд крестьян живописал Милле — в его арсенале много картин, проникнутых настроением радости и солнечного лета. Таково полотно «Гревиль» (это название небольшой французской деревушки). Все представленное на полотне — залитые солнцем долины, замшелые изгороди, мирно гуляющие по лугу коровы и гуси, бредущие по дороге нагруженные нехитрым скарбом лошади — вполне подходит под определение «сельская идиллия»...

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНКА ПЕЧЕТ ХЛЕБ

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНКА ПЕЧЕТ ХЛЕБ

1854 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Возможно, вы уже обратили внимание — лица людей на картинах Милле можно рассмотреть крайне редко. И здесь мы видим в первую очередь доведенные до автоматизма движения — изо дня в день эта женщина печет хлеб, работает в поле, собирает хворост, ухаживает за скотом... Милле одним из первых возвысил в живописи человека труда.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНЕ НЕСУТ ДОМОЙ РОЖДЕННОГО В ПОЛЕ ТЕЛЕНКА

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. КРЕСТЬЯНЕ НЕСУТ ДОМОЙ РОЖДЕННОГО В ПОЛЕ ТЕЛЕНКА

1864 г. Художественный институт Чикаго

Вызывающе неакадемичное произведение: крестьяне — двое мужчин и женщина — несут на выстланных сеном самодельных носилках крошечного теленка, а следом шествует мать новорожденного.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СЕЛЬСКАЯ ФЕРМА ТУР

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. СЕЛЬСКАЯ ФЕРМА ТУР

До 1875 г. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль

Солнце освещает каменные постройки — такие старые и так прочно вросшие в землю, что они уже кажутся не творением человеческих рук, а частью ландшафта. В ворота въезжает всадник, ведя в поводу еще двух лошадей. Почему эта простая сцена вызывает в сердце такой живой отклик? Может быть, не только благодаря разлитому в ней спокойствию, но и потому, что всем близка и дорога тема возвращения домой?

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ПОРТРЕТ ПОЛИНЫ ОНО

 

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ. ПОРТРЕТ ПОЛИНЫ ОНО

1843—1844 гг. Музей Томаса Генри, Шербур-Октевиль

Картина с трагической историей: Полина Оно — жена художника, умершая в возрасте 23 лет от туберкулеза. Нездоровая бледность молодой женщины, немного неестественный блеск ее глаз, мрачноватый фон — все это говорит о том, что болезнь уже ни для кого не является секретом: Полина скончалась в 1844 году.