Жюль Дюпре

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. РЫБАК ПОД ИВАМИ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. РЫБАК ПОД ИВАМИ

1865-1867 гг. Национальная, галерея

Дюпре — еще один выдающийся мастер «интимного пейзажа», когда природа словно отражает настроение и чувства художника. В этой картине блестяще передано ощущение свежести влажного воздуха. Возможно, недавно прошел дождь, тучи еще не разошлись окончательно, а небольшой водоем переполнен водой. Но увлеченный рыболов, забравшийся в гущу камыша, знает: после дождя обычно самый замечательный клев!

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. СТАРЫЙ ДУБ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. СТАРЫЙ ДУБ

1845-1850 гг. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Как и большинство барбизонцев, Дюпре считал, что все явления и создания природы — поля, реки, деревья, человек и животные — неотделимы друг от друга. Но, также как и у Теодора Руссо, фигуры людей (и прочих обитателей сельской местности) на его картинах играют скорее вспомогательную роль. На полотне «Старый дуб» доминирует могучее дерево — композиционный и смысловой центр картины. Линии его кроны повторяют очертания облаков, что, по отзывам одного критика, делает дуб похожим на предводителя призрачной армии.

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ЯРКИЙ ДЕНЬ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ЯРКИЙ ДЕНЬ

Ок. 1835-1840 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

На многих картинах Дюпре представлены типично французские сельские пейзажи. Но большинство зрителей, откуда бы родом они ни были — из России, Германии, Италии, — отмечают: эти полотна неизменно вызывают ощущение чего-то очень родного и близкого. Ощущение от пейзажей Дюпре сходно с тем, которое испытывает человек, долгое время находившийся вдали от родины и, наконец, навестивший отчий дом — такой привычный и любимый.

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. В МОРЕ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. В МОРЕ

1870 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Большинство морских пейзажей написаны Дюпре в Кайё-сюр-Мер — местечке на севере Франции. Художник бывал там почти каждый год, начиная с 1868-го, и запечатлевал море много раз — в солнечную погоду, в шторм, во время тумана... Борющиеся с непогодой лодки особенно впечатляли его.

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ЛЕСНОЙ ПЕЙЗАЖ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ЛЕСНОЙ ПЕЙЗАЖ

1889 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Картина практически полностью «соткана» из разных оттенков зеленого цвета — то более теплых, то более холодных, создающих эффект многослойное™, объема. За представленной на первом плане освещенной солнцем опушкой просматривается вход в лесную чащу — прохладную, темную и загадочную. Но в любом случае картины Дюпре не оставляют ощущения печали и настороженности — мир и гармония в них на первом месте.

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. СТАРЫЙ ДУБ (1870)

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. СТАРЫЙ ДУБ (1870)

1870 г. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

Еще одно из многочисленных изображений любимого барбизонцами дерева. В картине прослеживаются приемы, которые вскоре станут визитной карточкой импрессионистов: энергичные мазки, открытые цвета, явное стремление захватить и сохранить настроение момента. Полотна Дюпре редко отличались сложной композицией, но привлекали тонкостью передачи настроения и даже ощущений: не правда ли, с полотна словно дует теплый летний ветер?

 

 

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ДЕРЕВНЯ НОЧЬЮ

 

ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. ДЕРЕВНЯ НОЧЬЮ

1889 г. Рейксмюсеум, Амстердам

В этом произведении зрители иногда находят общие черты с картинами нашего знаменитого соотечественника Архипа Куинджи: тишина ночной деревни, волшебный лунный свет... Обоих художников отличало восторженное отношение к красоте природы и желание поделиться этой красотой.