Художник Жюль Дюпре — еще один выдающийся мастер «интимного пейзажа», когда природа словно отражает настроение и чувства мастера. Как и большинство барбизонцев, Дюпре считал, что все явления и создания природы — поля, реки, деревья, человек и животные — неотделимы друг от друга. Но, также как и у Теодора Руссо, фигуры людей (и прочих обитателей сельской местности) на его картинах играют скорее вспомогательную роль.
Жюль Дюпре. Картины художника
- Жюль Дюпре. Рыбак под ивами
- Жюль Дюпре. Старый дуб
- Жюль Дюпре. Яркий день
- Жюль Дюпре. В море
- Жюль Дюпре. Лесной пейзаж
- Жюль Дюпре. Старый дуб
- Жюль Дюпре. Деревня ночью
- Жюль Дюпре. Натюрморт с серым кувшином
- Жюль Дюпре. Вид на Пантеон и церковь Сент-Этьен дю Мон, Париж
Жюль Дюпре. Рыбак под ивами
1865-1867 гг. Национальная галерея
В этой картине блестяще передано ощущение свежести влажного воздуха. Возможно, недавно прошел дождь, тучи еще не разошлись окончательно, а небольшой водоем переполнен водой. Но увлеченный рыболов, забравшийся в гущу камыша, знает: после дождя обычно самый замечательный клев!
Жюль Дюпре. Старый дуб
1845-1850 гг. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
На полотне «Старый дуб» доминирует могучее дерево — композиционный и смысловой центр картины. Линии его кроны повторяют очертания облаков, что, по отзывам одного критика, делает дуб похожим на предводителя призрачной армии.
Жюль Дюпре. Яркий день
Ок. 1835-1840 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
На многих картинах Дюпре представлены типично французские сельские пейзажи. Но большинство зрителей, откуда бы родом они ни были — из России, Германии, Италии, — отмечают: эти полотна неизменно вызывают ощущение чего-то очень родного и близкого. Ощущение от пейзажей Дюпре сходно с тем, которое испытывает человек, долгое время находившийся вдали от родины и, наконец, навестивший отчий дом — такой привычный и любимый.
Жюль Дюпре. В море
1870 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Большинство морских пейзажей написаны Дюпре в Кайё-сюр-Мер — местечке на севере Франции. Художник бывал там почти каждый год, начиная с 1868-го, и запечатлевал море много раз — в солнечную погоду, в шторм, во время тумана... Борющиеся с непогодой лодки особенно впечатляли его.
Жюль Дюпре. Лесной пейзаж
1889 г. Рейксмюсеум, Амстердам
Картина практически полностью «соткана» из разных оттенков зеленого цвета — то более теплых, то более холодных, создающих эффект многослойное™, объема. За представленной на первом плане освещенной солнцем опушкой просматривается вход в лесную чащу — прохладную, темную и загадочную. Но в любом случае картины Дюпре не оставляют ощущения печали и настороженности — мир и гармония в них на первом месте.
Жюль Дюпре. Старый дуб
1870 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Еще одно из многочисленных изображений любимого барбизонцами дерева. В картине прослеживаются приемы, которые вскоре станут визитной карточкой импрессионистов: энергичные мазки, открытые цвета, явное стремление захватить и сохранить настроение момента. Полотна Дюпре редко отличались сложной композицией, но привлекали тонкостью передачи настроения и даже ощущений: не правда ли, с полотна словно дует теплый летний ветер?
Жюль Дюпре. Деревня ночью
1889 г. Рейксмюсеум, Амстердам
В этом произведении зрители иногда находят общие черты с картинами нашего знаменитого соотечественника Архипа Куинджи: тишина ночной деревни, волшебный лунный свет... Обоих художников отличало восторженное отношение к красоте природы и желание поделиться этой красотой.
Жюль Дюпре. Натюрморт с серым кувшином