Художник Шарль-Франсуа Добиньи — один из тех мастеров, которые оказали наибольшее влияние на появившийся вскоре импрессионизм. Его пристрастие к энергичным мазкам, уверенность в том, что истинная живопись создается быстро, — все эти принципы вскоре популяризируют Моне, Ренуар, Писсарро.
Шарль-Франсуа Добиньи. Картины художника
- Шарль-Франсуа Добиньи. Пруды Гилье
- Шарль-Франсуа Добиньи. Восход луны в Овере, или Возвращение стада
- Шарль-Франсуа Добиньи. Берег в Виллервиле
- Шарль-Франсуа Добиньи. Пейзаж с рекой Уазой
- Шарль-Франсуа Добиньи. Утро
- Шарль-Франсуа Добиньи. Лодки на берегу моря в Этапле
- Шарль-Франсуа Добиньи. Берега Уазы
- Шарль-Франсуа Добиньи. Ферма в Керити, Бретань
- Шарль-Франсуа Добиньи. Уборка урожая
- Шарль-Франсуа Добиньи. Прачки
- Шарль-Франсуа Добиньи. Девственные острова в Безоне. Низкий прилив в Виллервилле
- Шарль-Франсуа Добиньи. Низкий прилив в Виллервилле
- Шарль-Франсуа Добиньи. Пруд Жижльё
- Шарль-Франсуа Добиньи. Парк в Сен-Клу
- Шарль-Франсуа Добиньи. Баржи на реке
- Шарль-Франсуа Добиньи. Берега реки
- Шарль-Франсуа Добиньи. Молодые посевы
- Шарль-Франсуа Добиньи. Июньский день
- Шарль-Франсуа Добиньи. У моря
- Шарль-Франсуа Добиньи. Шлюз в Оптэво
- Шарль-Франсуа Добиньи. Вход в деревню
- Шарль-Франсуа Добиньи. Тропа в Вальмондуа
Шарль-Франсуа Добиньи. Пруды Гилье
1853 г. Художественный музей Цинциннати
Художник любил писать с натуры либо ранним утром, либо поздним вечером — его привлекала возможность отобразить на полотне тончайшие, быстро меняющиеся оттенки света и цвета. Добиньи даже специально оборудовал лодку-студию для этих целей. Именно такой момент — раннее утро над прудом, небо, покрытое легкими облачками, ловящие лягушек аисты — запечатлен на картине «Пруды Гилье».
Шарль-Франсуа Добиньи. Восход луны в Овере, или Возвращение стада
Не позднее 1878 г. Монреальский музей изобразительных искусств
На картине видны крупные и энергичные мазки, свойственные импрессионистам. Правда, Добиньи выступал против субъективности, считая, что природа не нуждается в личном отношении художника.
Шарль-Франсуа Добиньи. Берег в Виллервиле
1875 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В Нижней Нормандии не редкость пасмурные ветреные дни — и именно такой день предстает перед нами на этой картине. Бескрайний холмистый берег, поросший травой, справа — опушка леса. Сначала пейзаж кажется безлюдным, и мы не сразу замечаем крошечные черно-белые пятнышки — это женские фигурки: с корзинами в руках женщины идут к линии прибоя собирать устриц.
Шарль-Франсуа Добиньи. Пейзаж с рекой Уазой
1859 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
«У света есть свой язык», — говорил художник. И в самом деле, Добиньи как никто другой умел передавать на картине нюансы природного освещения: солнце, светящее из-за туч, жаркий полдень, задумчивый свет звезд... «Пейзаж с рекой Уазой» — пример того, как при помощи скромной палитры можно передать спокойствие северного лета с его неярким солнцем. «Язык света» безукоризнен...
Шарль-Франсуа Добиньи. Утро
1858 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Розовеют облачка на светло-сером небе, туман понемногу отползает с заболоченного речного берега, а чуть поодаль плавает многочисленное гусиное семейство. Картина кажется созданной буквально за несколько рассветных минут — первый план выполнен такими энергичными движениями кисти, что фактура каждого мазка — как на ладони. И тем не менее полотно хранит атмосферу рассветной прохлады...
Шарль-Франсуа Добиньи. Лодки на берегу моря в Этапле
1871 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Как и в большинстве других картин, на этом полотне Добиньи присутствие человека в природе обозначено лишь опосредованно — в виде вытащенных на берег барок. Здесь отчетливо проступает один из важных принципов живописца: главное для него в создании образа природы — не линия и не четкость деталей, а цвет, его тончайшие оттенки и переходы. Именно Добиньи будут именовать своим учителем впоследствии многие молодые импрессионисты.
Шарль-Франсуа Добиньи. Берега Уазы
1860-е гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
Река Уаза — левый приток Сены. Путешествуя на своей лодке-студии, Добиньи создал множество картин, изображающих берега реки в разное время суток. Песчаные отмели, заболоченные излучины, старинные храмы на берегах, маленькие деревушки... Эта небольшая река буквально очаровала живописца.
Шарль-Франсуа Добиньи. Ферма в Керити, Бретань
1838-1878 гг. Гаагский муниципальный музей, Гаага
Шарля-Франсуа Добиньи часто ставят в пример молодым художникам как образец трудолюбия и преданности ремеслу. До нас дошло множество его картин, этюдов, набросков. В своей «Ферме...» художник виртуозно передает не только цвета и оттенки солнечного дня, но и тени на земле от бегущих по небу облаков. А сходящиеся к горизонту линии поля помогают создать иллюзию огромного пространства.
Шарль-Франсуа Добиньи. Уборка урожая
1851 г. Музей д’Орсе, Париж
В отличие от того же Милле, который сделал лейтмотивом своего творчества тяжесть крестьянского труда, Добиньи ставит акцент на единении человека и природы. Вначале может показаться, что на полотне только одно изображение человека — фигурка женщины в красном платке. Присмотревшись, мы замечаем вдали крестьян, собирающих скирды. Рядом лошади, запряженные в воз...
Шарль-Франсуа Добиньи. Прачки
1870-1874 гг. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Художник много путешествовал — по Голландии, Италии, Испании. Эти поездки, безусловно, повлияли на его живописную технику и мировосприятие в целом, но почти никак не отразились на сюжетах. Большинство своих картин Добиньи по-прежнему посвящал родным французским пейзажам, органично вписывая в них людей труда.
Шарль-Франсуа Добиньи. Девственные острова в Безоне. Низкий прилив в Виллервилле
Шарль-Франсуа Добиньи. Низкий прилив в Виллервилле
Шарль-Франсуа Добиньи. Пруд Жижльё
Шарль-Франсуа Добиньи. Парк в Сен-Клу
Шарль-Франсуа Добиньи. Баржи на реке
Шарль-Франсуа Добиньи. Берега реки
Шарль-Франсуа Добиньи. Молодые посевы
Шарль-Франсуа Добиньи. Июньский день
Шарль-Франсуа Добиньи. У моря
Шарль-Франсуа Добиньи. Шлюз в Оптэво
Шарль-Франсуа Добиньи. Вход в деревню