Теодор Руссо — один из основателей барбизонской школы — ввел в оборот понятие «интимный пейзаж»: простой и непритязательный, без неприступных гор, бурных водопадов, громов и молний, но при этом привлекательный и близкий всем и каждому.
Теодор Руссо. Картины художника
- Теодор Руссо. Рынок в Нормандии
- Теодор Руссо. Закат в Арбонне
- Теодор Руссо. Дубы в поселке Апремон
- Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля
- Теодор Руссо. Овраги в Апремоне
- Теодор Руссо. Болото в Ландах
- Теодор Руссо. Маленький рыбак
- Теодор Руссо. Пейзаж близ Барбизона
- Теодор Руссо. Лес в Фонтенбло
- Теодор Руссо. Лесной пейзаж. Солнце
- Теодор Руссо. Этюд в лесу Фонтенбло
Теодор Руссо. Рынок в Нормандии
1830-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Красота в обыденности — таков девиз зарождающегося реализма. Ветхие постройки, собранные «с бору по сосне» прилавки, продавцы и покупатели в крестьянских грубых одеяниях, разбитая пыльная дорога... Но произведение привлекает к себе — в первую очередь правдивостью и теплотой.
Теодор Руссо. Закат в Арбонне
1845—1848 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В "интимных пейзажах" очень важен колорит — мягкий, умиротворяющий — и общий поэтический настрой. Именно таков «Закат в Арбонне» — одно из лучших произведений художника.
Теодор Руссо. Дубы в поселке Апремон
1850-1852 гг. Лувр, Париж
Дуб во многих культурах почитался как символ мудрости и могущества. И на этом полотне могучие деревья на фоне летнего неба выглядят как стражи, охраняющие всех, кто находится рядом с ними. Небольшие стадо коров, пастух, собака, бредущие по дороге крестьяне — они почти незаметны в тени, отбрасываемой огромными ветвями.
Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля
1833 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Именно это произведение, выставленное на Парижском салоне в 1833 году, принесло известность художнику. Руссо сам заявлял о влиянии на его творчество пейзажистов Констебла и Тёрнера, но его палитра ярче и откровеннее.
Теодор Руссо. Овраги в Апремоне
1850 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
Художник считал, что природа способна научить человека добру и сделать его благороднее. Может быть, в этом и заключается главная причина такой популярности пейзажей во Франции, еще недавно терзаемой революциями и войнами?
Теодор Руссо. Болото в Ландах
1852 г. Лувр, Париж
Руссо утверждал, что лучшая музыка на свете — это звуки природы: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья. Его картины создают потрясающий эффект присутствия: в отличие от многих пейзажей классиков и романтиков, которые часто оставляют ощущение театральной декорации, пейзажи Руссо — очень живые и натуралистичные, рождающие чувство покоя и умиротворенности.
Теодор Руссо. Маленький рыбак
Ок. 1848—1849 г. Музей д’Орсе, Париж
«Язык природы — язык всех времен», — сказал однажды Теодор Руссо. Со временем в его пейзажах оставалось все меньше человеческих фигур. И на этой картине мы не сразу обнаруживаем фигурку рыбака, сидящего на берегу заросшей кустарником реки или пруда. Его светло-синяя куртка может сначала показаться соцветием васильков или рефлексом от воды или высокого синего неба. Эта картина уже относится к барбизонскому периоду.
Теодор Руссо. Пейзаж близ Барбизона
Теодор Руссо. Лес в Фонтенбло
Теодор Руссо. Лесной пейзаж. Солнце