Джеймс Уистлер


Англо-американский художник Джеймс Эббот Макнейл Уистлер являлся мастером живописного портрета, литографии и офорта. Джеймса Уистлера относят к тоналистам — для их пейзажей характерно особое внимание к «тону воздуха», стремление представить большое пространство, наполненное туманом, испарениями утренней росы.

 

Джеймс Уистлер. Картины художника

  1. Джеймс Уистлер. Верфь «Черный лев»
  2. Джеймс Уистлер. Аранжировка голубого и черного
  3. Джеймс Уистлер. Последние дни старого Вестминстерского моста
  4. Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом — падающая ракета
  5. Джеймс Уистлер. Художник в своей студии
  6. Джеймс Уистлер. Розово-серый ноктюрн. Портрет леди Ме
  7. Джеймс Уистлер. Заря в телесном и зеленом цвете. Вальпараисо

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. ВЕРФЬ «ЧЕРНЫЙ ЛЕВ»

 

Джеймс Уистлер. Верфь «Черный лев»

1859 г. Галерея, Тейт, Лондон

Уистлер был известен как автор офортов — гравюр на металле. К их числу относится и «Верфь „Черный лев"» — выразительная зарисовка из быта неаристократического Лондона.

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. АРАНЖИРОВКА ГОЛУБОГО И ЧЕРНОГО

 

Джеймс Уистлер. Аранжировка голубого и черного

XIX—XX вв. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

Уистлер увлекался учением о синестезии — единстве чувств и многие свои произведения называл по аналогии с музыкальными произведениями — «ноктюрны», «симфонии» и т. д., желая усилить впечатление от живописи, создать дополнительные ассоциации.

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СТАРОГО ВЕСТМИНСТЕРСКОГО МОСТА

 

Джеймс Уистлер. Последние дни старого Вестминстерского моста

1862 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

Поверхность реки покрыта лодками, барками, по водам Темзы плывут бревна и деревянные щиты: на картине Уистлера представлена сцена разборки остатков Вестминстерского моста, который в 1860-х годах было решено заменить на новый. Оголенные конструкции моста, напоминающие скелет какого-то фантастического морского зверя, вызывают невольное ощущение, что перед нами не обыденные инженерные работы, а смерть живого существа...

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. НОКТЮРН В ЧЕРНОМ И ЗОЛОТОМ — ПАДАЮЩАЯ РАКЕТА

 

Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом — падающая ракета

1875 г. Детройтский институт искусств

Художник считал, что главная задача живописца — не зафиксировать реальность, а передать ощущения, ею порожденные (это и делает его одним из предшественников импрессионизма). «Ноктюрн в черном и золотом» — странный, почти беспредметный и, по тем временам, безусловно новаторский — представляет ночной фейерверк над Темзой.

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. ХУДОЖНИК В СВОЕЙ СТУДИИ

 

Джеймс Уистлер. Художник в своей студии

1865—1866 гг. Художественный институт Чикаго

Современников часто удивляла кажущаяся непродуманность композиции на полотнах художника, плоскостность изображения, некоторая статичность фигур. Возможно, причина — в многолетнем увлечении Уистлера восточным (особенно японским) декоративным искусством, которое, как известно, симметрии не терпит.

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. РОЗОВО-СЕРЫЙ НОКТЮРН. ПОРТРЕТ ЛЕДИ ME

 

Джеймс Уистлер. Розово-серый ноктюрн. Портрет леди Ме

1881 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Многие портреты работы Уистлера представляют модель в полный рост, но главными персонажами для него в любом случае остаются цвет и свет. Юность художника прошла в Санкт-Петербурге (там работал его отец-инженер, а затем юноша поступил в Академию художеств). И в цветовых пристрастиях живописца многие видят влияние аристократически холодного русского города.

 

 

 

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР. ЗАРЯ В ТЕЛЕСНОМ И ЗЕЛЕНОМ ЦВЕТЕ. ВАЛЬПАРАИСО

 

Джеймс Уистлер. Заря в телесном и зеленом цвете. Вальпараисо

1866 г. Галерея Тейт, Лондон

Известный прием Уистлера — живопись красками, разведенными почти до «акварельности», что придавало им особую легкость и прозрачность. Интересно, что пленэрную живопись он не ценил, предпочитая работать в студии и подолгу экспериментируя со смешиванием красок.