Эмиль Клаус. Зимородки
1891 г. Музей изящных искусств, Гент
Бельгийский художник Эмиль Клаус, начав как реалист, постепенно стал писать в импрессионистском духе и впоследствии внес весомый вклад в развитие европейского постимпрессионизма. Его «Зимородки» привлекают внимание тонкой игрой естественного вечернего зимнего света.
Эмиль Клаус. Портрет Дженни Монтиньи
1902 г. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
Сотни, тысячи крошечных мазков зеленой, желтой, голубой, розовой краски сливаются в единое полотно, представляя нам портрет молодой женщины, сидящей в тени садовых деревьев. Где же деревья? Мы догадываемся об их присутствии по кружевной тени и золотым солнечным бликам на земле. Главный источник света — солнце.
Эмиль Клаус. Река Лис в Астене
1885 г. Музей Грунинге, Брюгге
Саму реку — видимо, узкую и неглубокую — мы почти не видим: ее воды скрыты от нас пышными растениями на первом плане. Кажется, что еще немного — и мы услышим жужжание пчел, собирающих нектар с крупных соцветий. Теплый, солнечный, тихий день, но вдали, над крышами селения, начинают собираться облака. Пока легкие и светлые, но кто знает...
Эмиль Клаус. Цветы
1906 г. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
Художник часто использует любопытный композиционный прием: выводит на первый план заросли цветов и трав или высокие деревья, как бы отгораживая нас от представленного на втором плане. Вот и на этой картине пышный цветочный куст становится главным героем полотна, предоставляя нам любоваться его красотой — и лишь гадать о том, кто живет в домиках, представленных на втором плане и почти скрытых цветами.
Эмиль Клаус. Весенний сад
1902 г. Дворец искусств, Лилль
Почти идиллическая картина: голубое небо, плодовые деревья, украшенные целыми шапками белоснежных цветов, сияющие на солнце белые стены домика, сочный ковер нежной ярко-зеленой травы — и вальяжно гуляющие среди всего этого великолепия откормленные розовые поросята. Один из любимых приемов импрессионистов — солнечные блики на траве под кронами деревьев — представлен на этом полотне весьма достойно.
Эмиль Клаус. Дерево на солнце
1900 г. Музей изящных искусств, Гент
Удивительный световой эффект: лес постепенно погружается в вечернюю тьму, и только последний луч закатного солнца осветил ствол старого сухого дерева, окрасив его в невероятные розово-желтые тона. Пройдет две-три минуты, и луч погаснет, солнце окончательно уйдет за горизонт... Но останется это великолепное произведение.
Эмиль Клаус. Автопортрет
1874 г. Музей ван Дейнзе де Леэстрик, Дейнзе
Двадцатипятилетний художник еще не определился с близкими ему стилями: в этом автопортрете чувствуется и влияние романтизма, и некоторая скованность академической школы, и реалистическое нежелание приукрашивать себя. Просто портрет, без намерения ниспровергать устои.