Андерс Цорн


АНДЕРС ЦОРН. ВПЕРВЫЕ

 

Андерс Цорн. Впервые

1888 г. Национальный музей Швеции, Стокгольм

Шведский живописец Андерс Цорн испытал несомненное влияние импрессионистов: его картины, созданные широкими легкими мазками, производят обманчивое впечатление простоты и легкости, за которой на самом деле стоят годы напряженного труда. «Впервые» — забавная сценка из жизни: маленький ребенок в первый раз купается в озере.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

 

Андерс Цорн. Музыкальная семья

1905 г. Национальный музей Швеции, Стокгольм

Творческим ориентиром для себя художник считал Рембрандта, и влияние великого мастера ощущается в тональности многих работ Цорна, в его передаче разнообразных видов света — солнца, луны, горящего очага, свечи. На многих картинах изображены жители родной провинции художника — Даларне.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. ПОЛНОЧЬ

 

Андерс Цорн. Полночь

1891 г. Музей Андерса Цорна, Мура

Андерс Цорн любил запечатлевать длинные летние ночи, когда светлое, подернутое туманом небо не дает возможности определить, наступила ли уже полночь. Или ночь давно перевалила на вторую половину и скоро взойдет солнце? Загадка и магия северных белых ночей. Только по невероятной звенящей тишине, по спокойствию речной воды мы можем догадаться, что до утра еще далеко...

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. ЛЕТНИЙ ТАНЕЦ

 

Андерс Цорн. Летний танец

1897 г. Национальный музей Швеции, Стокгольм

Второе название картины — «Танец в Иванову ночь». Художник с большим уважением относился к народным обычаям, любил запечатлевать на холсте все, что с ними связано. Когда работы Цорна приобрели популярность за рубежом, многие из них стали для поклонников источником информации о родной стране живописца.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. МАРТА ДАНА

 

Андерс Цорн. Марта Дана

1899 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

Начинавший с жанровой живописи, Цорн, с его тонким чувством цвета и глубоким психологизмом, в итоге стал одним из самых популярных портретистов. Интересно, что за рубежом к нему обращались в основном «сильные мира сего» — как к «салонному» мастеру. У себя на родине художник предпочитал писать близких ему людей.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. ХЬЮГО РЕЙЗИНГЕР

 

Андерс Цорн. Хьюго Рейзингер

1907 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Современников поражала способность художника создать за несколько часов невероятно схожий с оригиналом портрет. При этом эскизов он не делал и, по воспоминаниям очевидцев, «работал большой кистью и всего несколькими красками». Цорн был подлинным виртуозом в передаче формы, но, как писали знавшие его, часто отказывался изображать мелкие детали облачения аристократов, заказавших ему портрет. Мотивация была простая: «Я художник, а не портной». Цорн также был известен как выдающийся мастер гравюры.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. УИЛЬЯМ ГОВАРД ТАФТ

 

Андерс Цорн. Уильям Говард Тафт

1911 г. Белый Дом, Вашингтон

Не правда ли, показательно: портрет 27-го президента США, находящийся в Белом доме, создан не американским художником, а шведским? Не это ли доказательство признания таланта Андерса Цорна не только на родине? Это не просто портрет, а точная характеристика политика и человека: грузный и неповоротливый Тафт основательно устроился в кресле и устремил скептический взгляд куда-то в сторону: возможно, там находится его собеседник, которому президент (Тафт баллотировался от Республиканской партии) намерен возразить.

 

 

 

 

АНДЕРС ЦОРН. ПОРТРЕТ МИССИС БЭКОН

 

Андерс Цорн. Портрет миссис Бэкон

1897 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Этот портрет — удачная иллюстрация к высказыванию одного из друзей художника: «Цорн не знает плавных линий». Штрихи и мазки на его произведениях сливаются в живое полотно, создающее ощущение, впечатление, характер!