Федерико Дзандоменеги. Молодая женщина у зеркала
1894-1905 гг. Галерея современного искусства Милана
Итальянский импрессионист Федерико Дзандоменеги прожил довольно бурную жизнь, в юности принимал участие в борьбе за свободу Италии под руководством Гарибальди. Он много лет прожил в Париже и, испробовав несколько направлений, остановился на импрессионизме; во Франции он был популярнее, нежели на родине.
Федерико Дзандоменеги. Площадь Анвер
1880 г. Галерея современного искусства Риччи Одди, Пьяченца
«Белый цвет, которого нет» — именно так в шутку отзываются об этой картине. И в самом деле: несмотря на обилие белых деталей — шляпки и чепчики женщин, пеленки младенца, белые детские фартучки и воротнички — белого цвета мы здесь практически не видим: он передан оттенками голубого, розового, сиреневого.
Федерико Дзандоменеги. Голубой жакет
1884 г. Палаццо Те, Мантуя
Художник испытал несомненное влияние современников: хорошо вам известного Эдгара Дега и Анри Тулуз-Лотрека, разговор о котором еще предстоит. В «Голубом жакете» о Дега напоминает техника: это пастель (и конечно же, голубой цвет!), а о Тулуз-Лотреке — подчеркнутая силуэтность изображения. Что же касается эмоций, ощущений — выражение лица девушки наводит на мысль об усталости и апатии.
Федерико Дзандоменеги. Девушка с букетом цветов
1903 г. Художественная галерея провинции Бари, Италия
Эта картина оставляет совершенно другое впечатление, нежели рассматривавшийся только что «Голубой жакет». Вместо замкнутого пространства комнаты — бескрайние холмы. Не скупая гамма красок, а цветущее многообразие весеннего луга. Мечтательность, вдохновение, надежда — символика полотна допускает множество интерпретаций!
Федерико Дзандоменеги. Последний взгляд
Ок. 1890 г. Международная галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция
Очень тонко пойманное движение женщины, которая, собираясь то ли на прогулку, то ли на свидание, бросает последний взгляд в зеркальце: все ли в порядке? Ее поза, поворот фигуры говорят о том, что она присела на стул буквально на секунду и готова сорваться с места.
Федерико Дзандоменеги. Букет цветов
1894 г. Палаццо Те, Мантуя
Цветы были одним из любимых мотивов художника. Он украшает цветами прически женщин на своих картинах, он делает их «персонажами» своих произведений. Мы не всегда можем определить вид цветка — живописец трактует их обобщенно, важен не «язык цветов», а общее впечатление!