Фриц Таулов. Зима в Вестр Акер
Ок. 1887 г. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло
Фриц Таулов смог получить известность и признание не только в родной Норвегии, но и в других странах Европы, где успешно выставлялся. Его любимые приемы и мотивы, роднящие его с импрессионистами, — пристрастие к рассеянному свету, желание представить не конкретную сценку, а ее образ, ощущение, чувство. Большинство картин художника создано на пленэре.
Фриц Таулов. Стена церкви в Венеции
Ок. 1894 г. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло
Что привлекло художника в этом безлюдном закоулке? Возле церковных стен нет ни души, над обшарпанными постройками нависает низкое, совсем не итальянское серое небо... Кажется, что каждый век, пролетевший над этой церковью, оставил свой отпечаток на ее стенах. Именно это и сделало постройку столь привлекательной с художественной точки зрения.
Фриц Таулов. Коттеджи в снегу
1891 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
Снег — покрывший землю толстым одеялом, засыпавший селения и деревушки, сделавший лесные дороги непролазными — один из любимых мотивов художника. В суровой Норвегии у него не было недостатка в натуре, и именно «снежные пейзажи» Таулова принесли ему первую известность в Европе.
Фриц Таулов. Река Адидже в Вероне
Ок. 1894 г. Художественный музей Уолтерс, Балтимор
Художник говорил, что в стремлении запечатлеть природу живописец должен вступить с ней в непосредственный диалог. Судя по пейзажам Таулова, «диалог» удавался ему как нельзя лучше.
Фриц Таулов. Лесозаготовители возвращаются домой
1892 г. Художественный музей Бергена
Сможете ли вы найти на этой картине говорящие детали? Например, середина зимы или самый ее конец представлены на полотне? Да, на первом плане мы видим подтаявший снег, превратившийся в ледяную корку, а человек на картине сбросил верхнюю одежду и остался в одной рубашке. Весна не за горами.
Фриц Таулов. Летний день
1881 г. Художественный музей Бергена
Таулов не был исключительно пейзажистом: на его полотнах часто можно увидеть фигуры людей, которые, впрочем, скорее призваны усилить то или иное впечатление от картины, нежели рассказать собственную историю. Вот и в картине «Летний день» фигурки женщин, хлопочущих у построек на втором плане, делают изображение еще более живым и теплым.
Фриц Таулов. Окрестности Копенгагена
1881 г. Национальный музей, Копенгаген
Характерная для художника приглушенная коричневатая гамма. Интересен контраст: далеко на втором плане видны заводские постройки и высокие дымящие трубы; на первом же — скромные деревянные домики и огород с великолепными сочными кочанами капусты. Низкое небо, серая дымка, собирающиеся в стаи птицы — все это приметы надвигающейся осени.