Эжен Делакруа

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

Ок. 1840-1847 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Делакруа был представителем романтического направления в живописи. Для него характерны пристрастие к изображению крайних проявлений человеческой натуры, напряженность сюжета. На картине — шесть человек в лодке посреди моря. Двое из них выбрасывают за борт тело умершего товарища. Но действительно ли он мертв? Или эти люди просто взяли на себя смелость решить чужую судьбу, чтобы спасти собственную жизнь?

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. МАРОККАНЕЦ, СЕДЛАЮЩИЙ КОНЯ

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. МАРОККАНЕЦ, СЕДЛАЮЩИЙ КОНЯ

1855 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Даже обыденные повседневные сценки у романтиков часто превращались в многозначные, символические произведения. Благородное животное на полотне предельно «очеловечено», оно понимает своего хозяина без слов и является его верным другом. Также эта картина — дань модному тогда ориентализму: художник подробно выписывает детали костюма марокканца и его оружие, лежащее на земле на первом плане.

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ФАНАТИКИ ТАНЖЕРА

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ФАНАТИКИ ТАНЖЕРА

1837—1838 г. Институт искусств Миннеаполиса

В 1830-х годах художник в составе дипломатической миссии побывал в Марокко, где получил обильную пищу для творчества. На картине «Фанатики Танжера» представлена группа буйствующих адептов секты Бена Исса. Сочетание желтых и красных одежд, зеленых знамен, белоснежных стен старого города создает ощущение зловещей, агрессивной энергии, а некоторая эскизность придает дополнительную динамику картине.

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ХРИСТОС НА ГАЛИЛЕЙСКОМ МОРЕ

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. ХРИСТОС НА ГАЛИЛЕЙСКОМ МОРЕ

1854 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Иллюстрация к преданию об одном из чудес, явленных Иисусом Христом, — усмирении им бури на Галилейском море. Судно кажется жалкой скорлупкой на фоне раскачивающих его волн. Художник выстраивает композицию так, что мы можем взглянуть на кораблик сверху и рассмотреть все происходящее на его палубе. Резкий контраст представляют собой мечущиеся в попытках удержать мачты и парус люди и безмятежная фигура Христа, окруженная едва заметным золотистым ореолом.

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД

1830 г. Лувр, Париж

Художник создал картину под впечатлением от революции 1830 года. На полотне — представители практически всех французских сословий, которых увлекает за собой женщина в алой фригийской шапке и с республиканским знаменем в руках, олицетворяющая Свободу. Персонаж слева от нее, в шляпе-цилиндре и с ружьем в руках — автопортрет самого художника. Своему брату Делакруа сообщал в письме: «Если я не сражался за Родину, то буду хотя бы для нее писать».

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ НА ПОБЕРЕЖЬЕ

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ НА ПОБЕРЕЖЬЕ

1862 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

Необычен ракурс — мы как будто смотрим на происходящее из прибрежного грота. Уже стихла буря, с голубого неба ушли черные тучи, и почти успокоилось море. К берегу волны несут жалкие останки то ли плота, то ли небольшой лодки, а те, кто нашел в себе силы доплыть до берега, уже пытаются карабкаться на сотрясаемые прибоем скалы. Художник практически отказывается от контуров, вылепливая изображение цветом и светом.

 

 

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. РЕЗНЯ НА ХИОСЕ

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. РЕЗНЯ НА ХИОСЕ

1824 г. Лувр, Париж

Как ни странно, это тоже романтизм — название направления вовсе не подразумевает исключительно лирические сюжеты... «Резню на Хиосе» называют одной из самых страшных картин в истории живописи, «гимном року и страданию». Делакруа, всегда сочувствовавший угнетенным, изобразил на ней кровавую расправу турецких воинов над греческим населением острова Хиос в 1822 году — во время войны за независимость Греции.