Питер де Хох


О жизни этого художника — представителя золотого века голландской живописи — известно очень немного. Но Питер де Хох вошел в историю как выдающийся мастер создания жанровой живописи, очень камерного, интимного изображения интерьеров и двориков.

 

Питер де Хох. Картины художника

  1. Питер де Хох. Дворик в Делфте
  2. Питер де Хох. Женщина с ребенком у кладовки
  3. Питер де Хох. Женщина с корзиной бобов в огороде
  4. Питер де Хох. Парочка с попугаем
  5. Питер де Хох. Хозяйка и служанка
  6. Питер де Хох. Пустой бокал

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ДВОРИК В ДЕЛФТЕ

 

Питер де Хох. Дворик в Делфте

1658 г. Национальная галерея, Лондон

На первый взгляд — просто изображение идеально чистого уютного дворика, удаленного от шумных улиц. Но картина полна символов: трещины, ползущие по стене, лозы, оплетающие арку, фраза на табличке «Мы должны спуститься, чтобы вознестись» — все это наводит на мысли о неумолимом времени. Кстати, этот дворик присутствует на нескольких картинах де Хоха.

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ У КЛАДОВКИ

 

Питер де Хох. Женщина с ребенком у кладовки

Ок. 1658 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Композиции Питера де Хоха почти математически правильны и невероятно утончены по колориту. Интересная деталь — персонажи крайне редко смотрят на зрителя.

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ЖЕНЩИНА С КОРЗИНОЙ БОБОВ В ОГОРОДЕ

 

Питер де Хох. Женщина с корзиной бобов в огороде

1651 г. Базельский художественный музей

Характерный для художника приглушенный золотистый колорит помогает создать атмосферу теплого, но неяркого летнего дня, когда солнце пробивается через облака. Как и во многих других работах де Хоха, здесь есть фигура, которую мы замечаем не сразу. Женщина не одна: на втором плане в калитку входит человек в черном костюме.

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ПАРОЧКА С ПОПУГАЕМ

 

Питер де Хох. Парочка с попугаем

1668 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

В XVII столетии попугаи, которых привозили из далеких стран вместе с другими диковинками, были желанным и престижным подарком. Искусство барокко полно иносказаний, и в данном случае птица, которую кавалер выманивает из клетки, может считаться прозрачным намеком на его желание добиться благосклонности сидящей рядом девушки. Интересен ракурс: мы как будто заглядываем в комнату из полутемной прихожей.

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ХОЗЯЙКА И СЛУЖАНКА

 

Питер де Хох. Хозяйка и служанка

1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник всегда с невероятным тщанием выписывал мелкие детали и фактуры. Так и здесь — сияет начищенное ведерко в руках служанки, хорошо виден каждый прутик в стоящей на полу корзине, а кирпичи в кладке стены, кажется, уложены только вчера. Женщины на полотнах де Хоха почти всегда заняты работой — и здесь на коленях практичной голландской хозяйки мы видим какое-то неоконченное рукоделие.

 

 

 

ПИТЕР ДЕ ХОХ. ПУСТОЙ БОКАЛ

 

Питер де Хох. Пустой бокал

1652 г. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Питер де Хох вырос в небогатой семье, и искусствоведы часто отмечают, что сценки из жизни простых людей — подобно этой, изображающей шутливую «схватку» из-за пустого бокала, — удавались ему гораздо лучше, нежели живописание быта аристократов. Авторство «Пустого бокала» является предметом дискуссий до сих пор — иногда картину приписывают Габриелю Метсю.