О жизни этого художника — представителя золотого века голландской живописи — известно очень немного. Но Питер де Хох вошел в историю как выдающийся мастер создания жанровой живописи, очень камерного, интимного изображения интерьеров и двориков.
Питер де Хох. Картины художника
- Питер де Хох. Дворик в Делфте
- Питер де Хох. Женщина с ребенком у кладовки
- Питер де Хох. Женщина с корзиной бобов в огороде
- Питер де Хох. Парочка с попугаем
- Питер де Хох. Хозяйка и служанка
- Питер де Хох. Пустой бокал
Питер де Хох. Дворик в Делфте
1658 г. Национальная галерея, Лондон
На первый взгляд — просто изображение идеально чистого уютного дворика, удаленного от шумных улиц. Но картина полна символов: трещины, ползущие по стене, лозы, оплетающие арку, фраза на табличке «Мы должны спуститься, чтобы вознестись» — все это наводит на мысли о неумолимом времени. Кстати, этот дворик присутствует на нескольких картинах де Хоха.
Питер де Хох. Женщина с ребенком у кладовки
Ок. 1658 г. Рейксмюсеум, Амстердам
Композиции Питера де Хоха почти математически правильны и невероятно утончены по колориту. Интересная деталь — персонажи крайне редко смотрят на зрителя.
Питер де Хох. Женщина с корзиной бобов в огороде
1651 г. Базельский художественный музей
Характерный для художника приглушенный золотистый колорит помогает создать атмосферу теплого, но неяркого летнего дня, когда солнце пробивается через облака. Как и во многих других работах де Хоха, здесь есть фигура, которую мы замечаем не сразу. Женщина не одна: на втором плане в калитку входит человек в черном костюме.
Питер де Хох. Парочка с попугаем
1668 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
В XVII столетии попугаи, которых привозили из далеких стран вместе с другими диковинками, были желанным и престижным подарком. Искусство барокко полно иносказаний, и в данном случае птица, которую кавалер выманивает из клетки, может считаться прозрачным намеком на его желание добиться благосклонности сидящей рядом девушки. Интересен ракурс: мы как будто заглядываем в комнату из полутемной прихожей.
Питер де Хох. Хозяйка и служанка
1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник всегда с невероятным тщанием выписывал мелкие детали и фактуры. Так и здесь — сияет начищенное ведерко в руках служанки, хорошо виден каждый прутик в стоящей на полу корзине, а кирпичи в кладке стены, кажется, уложены только вчера. Женщины на полотнах де Хоха почти всегда заняты работой — и здесь на коленях практичной голландской хозяйки мы видим какое-то неоконченное рукоделие.
Питер де Хох. Пустой бокал
1652 г. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Питер де Хох вырос в небогатой семье, и искусствоведы часто отмечают, что сценки из жизни простых людей — подобно этой, изображающей шутливую «схватку» из-за пустого бокала, — удавались ему гораздо лучше, нежели живописание быта аристократов. Авторство «Пустого бокала» является предметом дискуссий до сих пор — иногда картину приписывают Габриелю Метсю.