Клод Моне

КЛОД МОНЕ. СИРЕНЬ НА СОЛНЦЕ

 

КЛОД МОНЕ. СИРЕНЬ НА СОЛНЦЕ

1872-1873 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет», — признался однажды Моне. Это ему удалось! «Сирень на солнце» была создана художником примерно в то же время, что и картина «Впечатление. Восходящее солнце», ставшая символом импрессионизма. И это полотно можно заслуженно отнести к числу лучших творений Моне.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. СОРОКА

 

КЛОД МОНЕ. СОРОКА

1868-1869 гг. Музей д’Орсе, Париж

Сорока, давшая название картине, кажется маленькой темной точкой на фоне сверкающего снегом и солнцем зимнего пейзажа. Полотно создано за несколько лет до выставки, положившей начало истории импрессионизма, но приметы нового стиля уже прослеживаются здесь: сияющие краски, энергичная манера письма, оставляющая ощущение свежести и мимолетности первого впечатления.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. БЕЛЫЕ КУВШИНКИ

 

КЛОД МОНЕ. БЕЛЫЕ КУВШИНКИ

1899 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Кувшинка — или водяная лилия — была любимым цветком Моне. За свою жизнь он создал десятки картин с ее изображением. «Белые кувшинки» относятся к числу поздних произведений художника; он написал эту картину в местечке Живерни в Верхней Нормандии, где у него был дом и где Моне прожил около сорока лет.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ

 

КЛОД МОНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ

1872 г. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Та самая картина, с которой начинался импрессионизм и которая вызвала в обществе столь бурные дебаты: один из критиков утверждал, что предпочел бы «Впечатлению» обычный клочок обоев. Но ведь название оправдалось — полотно живет и вдохновляет уже не первое поколение начинающих художников!

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. КАМИЛЛА МОНЕ НА СКАМЕЙКЕ В САДУ

 

КЛОД МОНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. КАМИЛЛА МОНЕ НА СКАМЕЙКЕ В САДУ

1873 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Камилла — первая супруга Клода Моне, служившая моделью для многих его произведений. Она вместе с художником мужественно пережила времена крайней нищеты, когда его картины никто не хотел приобретать. И на картинах Моне Камилла почти всегда словно освещает собой окружающее: цветы (один из любимых мотивов в живописи Моне) и солнечный свет сопровождают ее неизменно.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ЖЕНЩИНА С ЗОНТИКОМ, ПОВЕРНУТАЯ ВЛЕВО

 

КЛОД МОНЕ. ЖЕНЩИНА С ЗОНТИКОМ, ПОВЕРНУТАЯ ВЛЕВО

1886 г. Музей д’Орсе, Париж

У Моне есть несколько схожих картин, на которых изображена дама под зеленым зонтиком, ярко освещенная солнцем. Для полотна 1875 года «Прогулка, или женщина с зонтиком» позировала его жена Камилла с сыном. А в 1886 году художник практически повторяет эту картину — но со времени смерти Камиллы прошло уже более семи лет. Своего рода дань памяти...

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ТЕРРАСА В СЕНТ-АДРЕСС

 

КЛОД МОНЕ. ТЕРРАСА В СЕНТ-АДРЕСС

1867 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Яркое, солнечное произведение совсем не ассоциируется с житейскими невзгодами. Тем не менее оно создано в непростой для Моне период — из-за безденежья художник был вынужден поселиться в доме своего отца. Именно родственники живописца представлены на этой картине, в которой отразилось увлечение Клода Моне восточным искусством. Его черты проявляются в необычном ракурсе и нестандартной композиции, как будто урезанной снизу.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. СКАЛЫ В ЭТРЕТА

 

КЛОД МОНЕ. СКАЛЫ В ЭТРЕТА

1885 г. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун

Скалы в Этрета (Нормандия) — удивительное творение природы, созданное волнами и ветром. Художник рисовал их на рассвете и на закате, в солнечную погоду и в клубах тумана... После того как картины Моне приобрели известность, популярность городка среди туристов возросла во много раз. На этой картине — утес «Игла» и арка «Нижние ворота».

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ПОЛЕ МАКОВ

 

КЛОД МОНЕ. ПОЛЕ МАКОВ

1873 г. Музей д’Орсе, Париж

Главные герои этого светлого, яркого летнего пейзажа, созданного в местечке Аржантей — оранжево-алые маки. Женщина с мальчиком на первом плане, практически затерявшиеся среди цветов — это жена Клода Моне Камилла и их сын Жан. Интересно, что вдали виднеются еще две фигурки — тоже женщина с ребенком, моделями для которых послужили... кто? Конечно, тоже Камилла и Жан.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. БУЛЬВАР КАПУЦИНОК В ПАРИЖЕ

 

КЛОД МОНЕ. БУЛЬВАР КАПУЦИНОК В ПАРИЖЕ

1873 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Одно из самых известных произведений Моне — вид на бульвар из окна ателье парижского фотографа Надара. Картина словно бы не имеет композиционного центра, зато в ней четко обозначена перспектива, и взгляд зрителя следует в глубину полотна, вдоль бульвара, поделенного дневным освещением на две части — золотистую солнечную и серовато-лиловую теневую.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ВОКЗАЛ СЕН-ЛАЗАР

 

КЛОД МОНЕ. ВОКЗАЛ СЕН-ЛАЗАР

1877 г. Музей д’Орсе, Париж

В жизни Клода Моне был период, когда он, как и большинство художников второй половины XIX века, вдохновлялся техническим прогрессом и разнообразными изобретениями. Дань этому увлечению — серия картин «Вокзал Сен-Лазар», который художник, верный своему методу, изображал в разное время и при разном освещении, сохраняя впечатление момента, характерные особенности того или иного времени суток.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ЖЕНЩИНЫ В САДУ

 

КЛОД МОНЕ. ЖЕНЩИНЫ В САДУ

1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж

Моделью для всех изображенных на картине женщин стала супруга художника. Люди здесь второстепенны, главный герой картины — свет. Легенда гласит, что Моне был настолько щепетилен в вопросах «достоверности впечатления», что бросал работу, как только солнце скрывалось за облачком, и возобновлял ее, только когда освещение становилось прежним.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ТОПОЛЯ НА СОЛНЦЕ

 

КЛОД МОНЕ. ТОПОЛЯ НА СОЛНЦЕ

1887 г. Государственная, галерея искусств, Штутгарт

Художнику удалось удивительно достоверно передать цвет летнего неба, который оно приобретает во время полуденного зноя — серовато-белесое, почти утратившее голубой цвет. Моне часто работал над несколькими картинами одновременно, запечатлевая все нюансы изменений освещения — утром, днем, вечером.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ГРАНД-КАНАЛ

 

КЛОД МОНЕ. ГРАНД-КАНАЛ

1908 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

Картина, на которой изображен Гранд-канал в Венеции, в 2015 году была продана на аукционе Sotheby's почти за 24 миллиона фунтов. Произведения художника, созданные им во время кратковременного пребывания в Венеции в 1908 году, очень интересуют искусствоведов и коллекционеров.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. НА ПЛЯЖЕ В ТРУВИЛЕ

 

КЛОД МОНЕ. НА ПЛЯЖЕ В ТРУВИЛЕ

1870-1871 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Нормандский курорт Трувиль всегда привлекал не только любителей морского отдыха — здесь творили многие художники. В частности, импрессионистов очаровывала изменчивая погода, дававшая возможность запечатлеть разнообразные капризы приморского климата — солнце, ветер, дождь...

 

 

 

КЛОД МОНЕ. РУАНСКИЙ СОБОР, ПОРТАЛ. СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

 

КЛОД МОНЕ. РУАНСКИЙ СОБОР, ПОРТАЛ. СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

1894 г. МузейМетрополитен, Нью-Йорк

Цикл «Руанский собор» состоит из тридцати картин. Главным объектом художник делает каменные стены собора с их архитектурным убранством и игру света на них, а окружающее — небо, городской пейзаж — как будто не существует. Это позволило Моне сосредоточиться на изучении главного мотива своего творчества — изменяемости предмета в зависимости от освещения и времени суток.

 

 

 

КЛОД МОНЕ. ПИРАМИДЫ ПОРТ-КОТОН, БУРНОЕ МОРЕ (СКАЛЫ В БЕЛЬ-ИЛЬ)

 

КЛОД МОНЕ. ПИРАМИДЫ ПОРТ-КОТОН, БУРНОЕ МОРЕ (СКАЛЫ В БЕЛЬ-ИЛЬ)

1886 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

На острове Бель-Иль в Бретани Моне прожил всю осень 1886 года и создал там почти четыре десятка картин. Одна из наиболее известных сейчас украшает собой коллекцию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В свое время это полотно приобрел коллекционер Сергей Щукин — считается, что это была самая первая картина Моне, попавшая в Россию.