Брейгель

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ОХОТНИКИ НА СНЕГУ

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ОХОТНИКИ НА СНЕГУ

1565 г. Музей истории искусств, Вена

Любимой темой самого известного представителя нидерландской художественной династии была повседневная жизнь сельчан. И здесь охотники и их собаки занимают лишь один угол картины, а на втором плане разворачивается множество сценок из зимнего быта деревни: опаливание свиной туши, сбор хвороста и даже... пожар. На льду замерзшего пруда молодежь развлекается игрой, напоминающей то ли керлинг, то ли хоккей.

 

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРА

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРА

1560-е гг. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель

Хорошо известный миф об Икаре, на искусственных крыльях взлетевшем в небо и трагически погибшем, Брейгель трактует по-своему. На первом плане — вспахивающий поле земледелец, пастух со стадом овец, сидящий рыболов... Нужно постараться, чтобы разглядеть торчащие из воды ноги Икара и несколько кружащихся по воздуху перышек!

 

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ЖАТВА

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ЖАТВА

1565 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина относится к известному циклу Питера Брейгеля «Времена года». Предположительно он создавался для богатого антверпенского негоцианта Николаса Йонгелинка. По полотнам Брейгеля можно изучать условия жизни и быта XVI столетия — от одежды до сельскохозяйственных орудий и посуды: одних только кувшинов на картине представлено несколько видов.

 

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. ВЕСНА. РАБОТЫ В САДУ

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. ВЕСНА. РАБОТЫ В САДУ

Ок. 1600-1605 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Питер Брейгель Младший — сын Питера Брейгеля Старшего — имел прозвище «Адский» за свое пристрастие (в молодости) к сюжетам наподобие Страшного суда и наказания грешников. Затем он перешел к значительно более мирным произведениям — так, «Весна» создана явно под влиянием отцовских «Времен года». Художник достоверно зафиксировал процесс высадки ростков, установки шпалер, разметку и утрамбовывание фигурных клумб...

 

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

1557 г. Музей искусств Тимкена, Сан-Диего

Иллюстрация к одной из притч Иисуса Христа о том, что не взойдет ни семя, упавшее на каменистую почву, ни семя, которое заглушило терние или склевали птицы, а только «упавшее на добрую землю». О том, что это не просто изображение работающего крестьянина, а живописное отображение притчи о вере и духовной жизни, говорят не слишком подходящий для засевания ландшафт и птицы, сидящие в ожидании неподалеку.

 

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. НА ПУТИ В ЕГИПЕТ

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. НА ПУТИ В ЕГИПЕТ

1563 г. Институт искусства Курто, Лондон

Ощущение огромных пространств северного пейзажа (художник по традиции переносит библейские сюжеты в привычную ему обстановку) передано при помощи теплых охристых тонов первого плана и прозрачно-голубоватых красок второго. А кроме того, присмотревшись, мы можем заметить на фоне скал и деревьев крошечные фигурки людей, затерянные в зелени избушки и часовни, низко летящих над лесом птиц... Все это создает иллюзию простора.

 

 

 

ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. РАЙ

 

ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. РАЙ

Ок. 1620 г. Берлинская, картинная галерея

Художник был представителем известной династии — внук знаменитейшего Питера Брейгеля Старшего, сын Яна Брейгеля Старшего. Как и прочие Брейгели, питал пристрастие к сложным многофигурным композициям. Его «Рай» отличается богатством цвета, точной передачей облика животных и птиц, выверенной перспективой. Правда, недоброжелатели утверждали, что художник был более талантливым копиистом, нежели самостоятельным творцом.