Художники был представителями известной династии, Ян Брейгель - внук знаменитейшего Питера Брейгеля Старшего, сын Яна Брейгеля Старшего. В своих работах Брейгели питали пристрастие к сложным многофигурным композициям.
Ян и Питер Брейгель. Картины художников
- Питер Брейгель старший. Охотники на снегу
- Питер Брейгель старший. Падение Икара
- Питер Брейгель старший. Жатва
- Питер Брейгель младший. Весна. Работы в саду
- Питер Брейгель старший. Притча о сеятеле
- Питер Брейгель старший. На пути в Египет
- Ян Брейгель младший. Рай
Питер Брейгель старший. Охотники на снегу
1565 г. Музей истории искусств, Вена
Любимой темой самого известного представителя нидерландской художественной династии была повседневная жизнь сельчан. И здесь охотники и их собаки занимают лишь один угол картины, а на втором плане разворачивается множество сценок из зимнего быта деревни: опаливание свиной туши, сбор хвороста и даже... пожар. На льду замерзшего пруда молодежь развлекается игрой, напоминающей то ли керлинг, то ли хоккей.
Питер Брейгель старший. Падение Икара
1560-е гг. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
Хорошо известный миф об Икаре, на искусственных крыльях взлетевшем в небо и трагически погибшем, Брейгель трактует по-своему. На первом плане — вспахивающий поле земледелец, пастух со стадом овец, сидящий рыболов... Нужно постараться, чтобы разглядеть торчащие из воды ноги Икара и несколько кружащихся по воздуху перышек!
Питер Брейгель старший. Жатва
1565 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина относится к известному циклу Питера Брейгеля «Времена года». Предположительно он создавался для богатого антверпенского негоцианта Николаса Йонгелинка. По полотнам Брейгеля можно изучать условия жизни и быта XVI столетия — от одежды до сельскохозяйственных орудий и посуды: одних только кувшинов на картине представлено несколько видов.
Питер Брейгель младший. Весна. Работы в саду
Ок. 1600-1605 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Питер Брейгель Младший — сын Питера Брейгеля Старшего — имел прозвище «Адский» за свое пристрастие (в молодости) к сюжетам наподобие Страшного суда и наказания грешников. Затем он перешел к значительно более мирным произведениям — так, «Весна» создана явно под влиянием отцовских «Времен года». Художник достоверно зафиксировал процесс высадки ростков, установки шпалер, разметку и утрамбовывание фигурных клумб...
Питер Брейгель старший. Притча о сеятеле
1557 г. Музей искусств Тимкена, Сан-Диего
Иллюстрация к одной из притч Иисуса Христа о том, что не взойдет ни семя, упавшее на каменистую почву, ни семя, которое заглушило терние или склевали птицы, а только «упавшее на добрую землю». О том, что это не просто изображение работающего крестьянина, а живописное отображение притчи о вере и духовной жизни, говорят не слишком подходящий для засевания ландшафт и птицы, сидящие в ожидании неподалеку.
Питер Брейгель старший. На пути в Египет
1563 г. Институт искусства Курто, Лондон
Ощущение огромных пространств северного пейзажа (художник по традиции переносит библейские сюжеты в привычную ему обстановку) передано при помощи теплых охристых тонов первого плана и прозрачно-голубоватых красок второго. А кроме того, присмотревшись, мы можем заметить на фоне скал и деревьев крошечные фигурки людей, затерянные в зелени избушки и часовни, низко летящих над лесом птиц... Все это создает иллюзию простора.
Ян Брейгель младший. Рай
Ок. 1620 г. Берлинская картинная галерея
Картина «Рай» отличается богатством цвета, точной передачей облика животных и птиц, выверенной перспективой. Правда, недоброжелатели утверждали, что художник был более талантливым копиистом, нежели самостоятельным творцом.