Максимильен Люс. Утро, интерьер
1890 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Люс был почитателем и последователем теории дивизионизма Сёра и Синьяка, но в отличие от них тяготел более не к пейзажу, а к жанровой живописи и портрету. Не был Люс и аполитичен, в отличие от многих коллег по художественному цеху. Сам он причислял себя к анархистам. Картина «Утро» — пример того, как новая техника вполне органично вписалась в жанровое многообразие конца XIX — начала XX века. Простота сюжета дает большой простор для интерпретаций!
Максимильен Люс. Улица Муффетар
1889—1890 гг. Художественный музей Индианаполиса
У Люса есть как полотна импрессионистской направленности, так и работы в рамках неоимпрессионизма. Встречаются и интересные сочетания: в плане техники «Муффетар» исполнена в традициях пуантилизма, но обратите внимание: солнце на минутку позолотило верхушки мансард. Остановленное мгновение...
Максимильен Люс. Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам
1901 г. Музей д’Орсе, Париж
Художник создал около десятка картин, на которых был представлен величественный Собор Парижской Богоматери в разное время суток и в разное время года. Исполняя «заветы» импрессионистов, он использовал новаторскую дивизионистскую технику. Результат получался более чем впечатляющий.
Максимильен Люс. Забивание свай
Ок. 1902 г. Музей д’Орсе, Париж
Эту картину кто-то метко сравнил с древнеегипетскими рельефами, на которых были последовательно изображены разные фазы движения человека: это придавало изображению ритм и делало его гораздо более живым. Схожий эффект мы наблюдаем и здесь: не случайно установщики свай представлены в похожих одеяниях, головных уборах и почти одинаковы по возрасту и комплекции. А на втором плане — еще одна почти такая же группа, что создает «эффект повторения». Контраст веселого летнего дня и почти физического ощущения усталости от тяжелой монотонной работы разителен.
Максимильен Люс. Двор
1911 г. Музей д’Орсе, Париж
В тихом деревенском дворике у дверей дома разговаривают две соседки: одна из женщин стоит на пороге, другая присела на стоящую во дворе тачку. Рядом — лохматый пес, который прислушивается к разговору и, кажется, готов принять равноправное участие в беседе... Эта картина не из числа неоимпрессионистских, ее техника вполне традиционна.