Макс Либерман. Женщины, ощипывающие гусей
1871-1872 гг. Старая национальная галерея, Берлин
В свое время картина была раскритикована: публике не понравился «низкий» и «грязный» сюжет. Позднее была оценена способность Либермана реалистично показать нелегкую жизнь простолюдинов, не впадая при этом ни в революционный пафос, ни в чрезмерный натурализм. Ориентиром для себя художник считал Жана-Франсуа Милле.
Макс Либерман. Сбор урожая в Барбизоне
1874 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф
Либерман — один из самых заметных представителей импрессионизма за пределами его родины Франции. Конечно же, в молодости художник решил воспользоваться открывшейся возможностью побывать в Барбизоне: результатом стало это полотно, возникшее под явным влиянием живописцев, воспевавших простоту в искусстве — ту простоту, за которой стоят правда и красота.
Макс Либерман. Трепальщицы льна в Ларене
1880-1890 гг. Старая национальная галерея, Берлин
«Трепальщицы льна...», несмотря на крайне непритязательный сюжет, удостоились похвалы критиков: «Не так уж часто художник рисует не моделей, а людей!» Скупыми средствами и почти монохромными красками Макс Либерман передает и усталость женщин, и их подавленность монотонной работой. Ощущение усиливается благодаря ритмичной композиции.
Макс Либерман. Голландская школа шитья
1876-1877 гг. Музей фон дер Хейдт, Вупперталь
Картина уже чисто импрессионистская: световые эффекты, цветовая гамма, отсутствие строгой контурности. Нейтральные цвета — белый, черный — художник не берет непосредственно с палитры, а создает при помощи прихотливых наслоений и сочетаний красок... В эти годы художник много работает в благотворительных учреждениях: в богадельнях, приютах, школах для бедных.
Макс Либерман. Двенадцатилетний Иисус в храме
1879 г. Гамбургский кунстхалле, Германия
Это произведение вызвало скандал: критикам показалась чересчур вольной трактовка священного образа. С точки зрения живописи картина интересна тонкими световыми эффектами (свет как будто бы исходит от фигуры маленького Иисуса) и несомненным влиянием великих мастеров прошлого — Веласкеса, Рембрандта.
Макс Либерман. Мастерская художника
1902 г. Музей изобразительных искусств Санкт-Галлена
В конце XIX столетия заслуги Либермана перед искусством были вознаграждены — он стал профессором Берлинской академии художеств. И президентом Объединения независимых свободных художников, созданного для продвижения новых направлений в искусстве. Под его руководством берлинские выставки становятся известны на всю Европу. К этому периоду относится полотно «Мастерская художника». На нем — мансарда на улице Августы-Виктории, где были созданы все основные его произведения.
Макс Либерман. Отбеливание на лужайке
1882 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Самый типичный для импрессионизма сюжет и его воплощение: солнечный свет пробивается через кроны деревьев, окрашивая траву на лужайке золотистыми пятнами. Куски ткани, выложенные для отбеливания, благодаря солнечному свету, игре теней и рефлексам приобретают то желтоватый, то зеленый, то розовый оттенок... А «солнечные пятна Либермана» вошли в историю живописи и продолжают вызывать восхищение зрителей.