Макс Либерман


МАКС ЛИБЕРМАН. ЖЕНЩИНЫ, ОЩИПЫВАЮЩИЕ ГУСЕЙ

 

Макс Либерман. Женщины, ощипывающие гусей

1871-1872 гг. Старая национальная галерея, Берлин

В свое время картина была раскритикована: публике не понравился «низкий» и «грязный» сюжет. Позднее была оценена способность Либермана реалистично показать нелегкую жизнь простолюдинов, не впадая при этом ни в революционный пафос, ни в чрезмерный натурализм. Ориентиром для себя художник считал Жана-Франсуа Милле.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. СБОР УРОЖАЯ В БАРБИЗОНЕ

 

Макс Либерман. Сбор урожая в Барбизоне

1874 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф

Либерман — один из самых заметных представителей импрессионизма за пределами его родины Франции. Конечно же, в молодости художник решил воспользоваться открывшейся возможностью побывать в Барбизоне: результатом стало это полотно, возникшее под явным влиянием живописцев, воспевавших простоту в искусстве — ту простоту, за которой стоят правда и красота.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. ТРЕПАЛЬЩИЦЫ ЛЬНА В ЛАРЕНЕ

 

Макс Либерман. Трепальщицы льна в Ларене

1880-1890 гг. Старая национальная галерея, Берлин

«Трепальщицы льна...», несмотря на крайне непритязательный сюжет, удостоились похвалы критиков: «Не так уж часто художник рисует не моделей, а людей!» Скупыми средствами и почти монохромными красками Макс Либерман передает и усталость женщин, и их подавленность монотонной работой. Ощущение усиливается благодаря ритмичной композиции.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. ГОЛЛАНДСКАЯ ШКОЛА ШИТЬЯ

 

Макс Либерман. Голландская школа шитья

1876-1877 гг. Музей фон дер Хейдт, Вупперталь

Картина уже чисто импрессионистская: световые эффекты, цветовая гамма, отсутствие строгой контурности. Нейтральные цвета — белый, черный — художник не берет непосредственно с палитры, а создает при помощи прихотливых наслоений и сочетаний красок... В эти годы художник много работает в благотворительных учреждениях: в богадельнях, приютах, школах для бедных.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС В ХРАМЕ

 

Макс Либерман. Двенадцатилетний Иисус в храме

1879 г. Гамбургский кунстхалле, Германия

Это произведение вызвало скандал: критикам показалась чересчур вольной трактовка священного образа. С точки зрения живописи картина интересна тонкими световыми эффектами (свет как будто бы исходит от фигуры маленького Иисуса) и несомненным влиянием великих мастеров прошлого — Веласкеса, Рембрандта.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

 

Макс Либерман. Мастерская художника

1902 г. Музей изобразительных искусств Санкт-Галлена

В конце XIX столетия заслуги Либермана перед искусством были вознаграждены — он стал профессором Берлинской академии художеств. И президентом Объединения независимых свободных художников, созданного для продвижения новых направлений в искусстве. Под его руководством берлинские выставки становятся известны на всю Европу. К этому периоду относится полотно «Мастерская художника». На нем — мансарда на улице Августы-Виктории, где были созданы все основные его произведения.

 

 

 

 

МАКС ЛИБЕРМАН. ОТБЕЛИВАНИЕ НА ЛУЖАЙКЕ

 

Макс Либерман. Отбеливание на лужайке

1882 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Самый типичный для импрессионизма сюжет и его воплощение: солнечный свет пробивается через кроны деревьев, окрашивая траву на лужайке золотистыми пятнами. Куски ткани, выложенные для отбеливания, благодаря солнечному свету, игре теней и рефлексам приобретают то желтоватый, то зеленый, то розовый оттенок... А «солнечные пятна Либермана» вошли в историю живописи и продолжают вызывать восхищение зрителей.