Джованни Сегантини. Альпийский триптих. Природа
1898-1899 гг. Музей Сегантини, Санкт-Мориц
Этот художник отдал должное самым разным направлениям и стилям: среди его картин — пейзажи и жанровые сцены, произведения в духе реализма, символизма... И, конечно же, неоимпрессионизма. В его «Альпийском триптихе» приемы пуантилизма выражены не очень ярко: это не совсем точечная живопись. Но мелкие мазки, при помощи которых художник создает объем, хорошо читаются.
Джованни Сегантини. Идиллия
1882—1883 гг. Художественная галерея и музеи Абердина
Работы Сегантини всегда отличались глубокой символикой. На холме сидят юноша и девушка, он играет на дудочке, она, кажется, погружена в свои мысли. В чем же идиллия? Почему колорит картины скорее тревожен, нежели умиротворен, и почему такие плотные облака сгущаются над представленными на картине людьми? Лишь тонкое цветущее деревце на первом плане выступает как символ надежды...
Джованни Сегантини. Волынщики Брианца
1883-1885 гг. Национальный музей западного искусства, Токио
В просторном сарае три женщины слушают игру волынщиков. Вернее, слушают не только они: тут же в специальной корзине-ходунке находится годовалый малыш, рядом — индюшка с индюшатами, а на втором плане — корова, сосредоточенно копающаяся носом в кормушке.
Джованни Сегантини. Полдень в Альпах
1891 г. Музей Сегантини, Санкт-Мориц
На небе ни облачка. В горах лежит снег, но здесь, на уровне пастбища, солнце быстро становится жарким. Всматривается вдаль девушка-пастушка, разбрелись по зеленому склону ее подопечные... Интересно, что живопись в духе дивизионизма, приемы которого Сегантини использовал в своих картинах, была ему знакома только по описаниям.
Джованни Сегантини. Богиня любви
1894 г. Галерея современного искусства, Милан
Известно, что художник прожил короткую и непростую жизнь: он рано лишился родителей, почти не получил образования, не имел собственного угла... И его пристрастие к символическим сюжетам, тяга к созданию идеального мира, в котором он, в отличие от реального, мог быть уверен в себе и в завтрашнем дне, видимо, отчасти объясняются именно этими причинами.
Джованни Сегантини. Возвращение из леса
1890 г. Музей Сегантини, Санкт-Мориц
Диагональная композиция позволяет подчеркнуть движение героини полотна: оно не стремительное, нет, так как ей приходится тащить за собой сани с собранным в лесу валежником. А приемы пуантилизма в проработке поверхности снега позволяют создать ощущение хрупкой, потрескивающей под ногами корочки наста.