Жорж Сёра


ЖОРЖ СЁРА. ЦИРК

 

ЖОРЖ СЁРА. ЦИРК

1891 г. Музей д’Орсе, Париж

Жорж Сёра создавал свою «теорию дивизионизма» не на пустом месте: он интересовался физикой (в частности, оптикой), психологией цвета, эстетикой как теорией прекрасного. Для того чтобы наносимые на основу цветные пятнышки не расплывались и были четкими, художник часто пользовался вместо натянутого на раму холста досками: ему казалось, что более твердая основа даст возможность более точного и верного нанесения.

 

 

ЖОРЖ СЁРА. ПУДРЯЩАЯСЯ ДЕВУШКА

 

ЖОРЖ СЁРА. ПУДРЯЩАЯСЯ ДЕВУШКА

1889—1890 гг. Институт искусства Курто, Лондон

Считается, что моделью для этой картины послужила гражданская жена художника Мадлен Кноблох. Сам Жорж Сёра считал, что картина в духе пуантилизма — наилучший комплимент любимой женщине. Зрители же, увы, восприняли это произведение скорее как карикатуру: «Ну бог с ней, с техникой... Но откуда такая серьезность?» Правда, есть и другая версия: художник и его модель изначально относились к ситуации с юмором.

 

 

ЖОРЖ СЁРА. ВИД НА СЕНУ

 

ЖОРЖ СЁРА. ВИД НА СЕНУ

1882—1883 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В этом произведении пока еще не проявляются принципы нового направления: до создания картины «Купальщики в Аньере», которую считают «манифестом пуантилизма», остается еще несколько месяцев. Первоначально Сёра работал в основном в рамках импрессионизма, очень уважал творчество Клода Моне и Камиля Писсарро, а из более ранних мастеров — Коро и Делакруа.

 

 

ЖОРЖ СЁРА. ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ НА ОСТРОВЕ ГРАН-ЖАТТ

 

ЖОРЖ СЁРА. ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ НА ОСТРОВЕ ГРАН-ЖАТТ

1886 г. Художественный институт Чикаго

Пожалуй, это самое известное произведение Сёра, иллюстрация к понятию «пуантилизм». Как воспринимали поиски художника современники? Неоднозначно. Кто-то был в восторге, считая, что это новое слово в живописи (так оно, в общем-то, и было). Кто-то ожесточенно критиковал, утверждая, что Жорж Сёра подменяет вдохновение «выпендриванием», а мастерство — никому не нужными техническими упражнениями.

 

 

ЖОРЖ СЁРА. КАНКАН

 

ЖОРЖ СЁРА. КАНКАН

1889-1890 гг. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Танец, само название которого обычно переводят как «шум», «скандал», в те времена, когда работал Жорж Сёра, был невероятно популярен во французских кабаре. И художник использует для привлечения внимания публики не только свою новаторскую технику — он практически превращает полотно в карикатуру. Достаточно посмотреть на лица танцоров: ощущение такое, что они не исполняют далекий от классического искусства танец, а буквально священнодействуют. Очень своеобразны и лица на первом плане: отрешившийся от всего музыкант, сидящий спиной к нам, свинообразный господин в правом нижнем углу... Но в этой карикатуре нет озлобленности или откровенной пошлости: художник не обличает, а использует юмор для вдохновения.

 

 

ЖОРЖ СЁРА. САДОВНИК

 

ЖОРЖ СЁРА. САДОВНИК

1882-1883 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Очень интересна техника, в которой выполнено это полотно: здесь художник, находящийся пока еще в поиске творческого пути, лепит объем не маленькими красочными точками с помощью тонкой острой кисти (сам он иногда пользовался выражениями наподобие «я сегодня выдолбил еще кусочек картины»), а прямоугольными мазками, нанесенными прямоугольной плоской кисточкой. Впрочем, результат заслуживает внимания!

 

 

ЖОРЖ СЁРА. КУПАЛЬЩИКИ В АНЬЕРЕ

 

ЖОРЖ СЁРА. КУПАЛЬЩИКИ В АНЬЕРЕ

1883-1884 гг. Национальная, галерея, Лондон

Считается, что с этого полотна, изображающего отдыхающих на берегу Сены парижан и жителей предместий, начался пуантилизм. Художник не использует здесь исключительно точечную технику, частично изображение получено при помощи созданной им «методики балейё» (от фр. balayer — «мести», «подметать») — пересекающихся штрихов, более крупных и заметных на первом плане и уменьшающихся по мере приближения к линии горизонта и, соответственно, по мере удаления от первого плана.