Жорж Сёра. Цирк
1891 г. Музей д’Орсе, Париж
Жорж Сёра создавал свою «теорию дивизионизма» не на пустом месте: он интересовался физикой (в частности, оптикой), психологией цвета, эстетикой как теорией прекрасного. Для того чтобы наносимые на основу цветные пятнышки не расплывались и были четкими, художник часто пользовался вместо натянутого на раму холста досками: ему казалось, что более твердая основа даст возможность более точного и верного нанесения.
Жорж Сёра. Пудрящаяся девушка
1889—1890 гг. Институт искусства Курто, Лондон
Считается, что моделью для этой картины послужила гражданская жена художника Мадлен Кноблох. Сам Жорж Сёра считал, что картина в духе пуантилизма — наилучший комплимент любимой женщине. Зрители же, увы, восприняли это произведение скорее как карикатуру: «Ну бог с ней, с техникой... Но откуда такая серьезность?» Правда, есть и другая версия: художник и его модель изначально относились к ситуации с юмором.
Жорж Сёра. Вид на Сену
1882—1883 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В этом произведении пока еще не проявляются принципы нового направления: до создания картины «Купальщики в Аньере», которую считают «манифестом пуантилизма», остается еще несколько месяцев. Первоначально Сёра работал в основном в рамках импрессионизма, очень уважал творчество Клода Моне и Камиля Писсарро, а из более ранних мастеров — Коро и Делакруа.
Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гран-Жатт
1886 г. Художественный институт Чикаго
Выдающаяся картина Жоржа Сёра, именно с нее началась популяризация неоимпрессионизма. Работа была выставлена на последней, - восьмой, выставке импрессионистов. Пожалуй, это самое известное произведение Сёра, иллюстрация к понятию «пуантилизм». Как воспринимали поиски художника современники? Неоднозначно. Кто-то был в восторге, считая, что это новое слово в живописи (так оно, в общем-то, и было). Кто-то ожесточенно критиковал, утверждая, что Жорж Сёра подменяет вдохновение «выпендриванием», а мастерство — никому не нужными техническими упражнениями.
Жорж Сёра. Канкан
1889-1890 гг. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Танец, само название которого обычно переводят как «шум», «скандал», в те времена, когда работал Жорж Сёра, был невероятно популярен во французских кабаре. И художник использует для привлечения внимания публики не только свою новаторскую технику — он практически превращает полотно в карикатуру. Достаточно посмотреть на лица танцоров: ощущение такое, что они не исполняют далекий от классического искусства танец, а буквально священнодействуют. Очень своеобразны и лица на первом плане: отрешившийся от всего музыкант, сидящий спиной к нам, свинообразный господин в правом нижнем углу... Но в этой карикатуре нет озлобленности или откровенной пошлости: художник не обличает, а использует юмор для вдохновения.
Жорж Сёра. Садовник
1882-1883 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Очень интересна техника, в которой выполнено это полотно: здесь художник, находящийся пока еще в поиске творческого пути, лепит объем не маленькими красочными точками с помощью тонкой острой кисти (сам он иногда пользовался выражениями наподобие «я сегодня выдолбил еще кусочек картины»), а прямоугольными мазками, нанесенными прямоугольной плоской кисточкой. Впрочем, результат заслуживает внимания!
Жорж Сёра. Купальщики в Аньере
1883-1884 гг. Национальная галерея, Лондон
Считается, что с этого полотна, изображающего отдыхающих на берегу Сены парижан и жителей предместий, начался пуантилизм. Художник не использует здесь исключительно точечную технику, частично изображение получено при помощи созданной им «методики балейё» (от фр. balayer — «мести», «подметать») — пересекающихся штрихов, более крупных и заметных на первом плане и уменьшающихся по мере приближения к линии горизонта и, соответственно, по мере удаления от первого плана.
Жорж Сёра. Пасмурная погода, Гранд-Жатт, 1888