Поль Синьяк. Гавань в Марселе
1906 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Синьяк был другом Жоржа Сёра и внес не меньший вклад в развитие пуантилизма-дивизионизма. Для неоимпрессионистов предложенная ими техника была своего рода способом «проверить алгеброй гармонию», подвести научную базу оптики под процесс создания художественного произведения. «Материальная смесь ведет к затемнению, — утверждал художник, — оптическая же смесь ведет к ясности и блеску».
Поль Синьяк. Женщины у колодца
1892 г. Музей д’Орсе, Париж
Как и все новое и необычное, картины неоимпрессионистов вызывали разные чувства — от восхищения до негодования. Кого-то возмущало «насилие над природой»: «Ведь назначение художника — отображение действительности такой, какая она есть! А эти, с позволения сказать, творцы превращают картины в какую-то кучу конфетти!» Некоторые зрители были в восторге: совместить оптические теории и художественное произведение — почему бы нет? Надо сказать, что художники стойко сносили насмешки и были готовы разъяснять свою позицию.
«Женщины у колодца» — очень типичное для пуантилизма произведение. Обратим внимание, что от импрессионистов они унаследовали склонность к передаче цветом и композицией настроения, ощущения, мимолетности.
Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе
1901-1902 гг. Национальный музей западного искусства, Токио
Несмотря на все новаторство исполнения, полотно иногда вызывает в памяти зрителей самые выдающиеся образцы классики пейзажа: не правда ли, в композиционном решении есть что-то, напоминающее, например, шедевры Клода Лоррена? Отметим, что представители неоимпрессионизма не отрицали достижений своих предшественников, считая, правда, что уважение к прошлому не должно быть препятствием для новаторства и творческого поиска.
Поль Синьяк. Завтрак (столовая)
1886-1887 гг. Музей Крёл-лер-Мюллер, Оттерло
Неоимпрессионисты очень внимательно (пожалуй, гораздо более внимательно, чем их непосредственные предшественники в искусстве) относились к композиции: ведь техника обязывала просчитать все до мелочей, прежде чем вы начнете «раскладывать» изображение на точки. На картине «Завтрак» изображены мать и дед художника. Удивительное дело: несмотря на предельно обобщенную трактовку лиц, изображения представляют собой яркие психологические характеристики! Не терпящий возражений старик и робкая, тихая женщина.
Поль Синьяк. Капо ди Ноли
1898 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Одна из самых любимых у посетителей музея картин. Перед ней всегда толпится народ. Почему? Чаще всего можно услышать очень простое объяснение: «Она такая... теплая и солнечная!» Капо ди Ноли находится на итальянской Ривьере, и южная яркость этих мест всегда была близка художнику, обожавшему цвет и свет. Во время работы над картиной он изучал состав красителей для ткани, сравнивая цвета, которые можно было получить с их помощью, с природными оттенками неба, скал, морской воды, южных растений. «Какой смысл отображать природу такой, какой она видится любому? — вопрошал художник. — Нет уж, лучше разложить по полочкам цвет и потом наслаждаться произведенным эффектом». Все такое, какое бывает в природе? Нет. Но на этом южном берегу хочется оказаться? Да!
Поль Синьяк. Причал в Кассисе
1889 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Кассис — рыбацкое селение неподалеку от Марселя. В 1880-х годах Синьяка поразила цветовая гамма этих мест, выжигаемых дотла жарким солнцем: оранжевый и белый — цвет обожженной глины и выгоревшей травы, белесо-голубое небо, ослепительно-синее море. Эти цвета стали основными на полотнах Синьяка во время его пребывания в Кассисе.
Поль Синьяк. Портрет Феликса Фенеона
1890 г. Нью-Йоркский музей современного искусства
Феликс Фенеон — известный во Франции публицист и литературный критик, примыкавший к анархистам, с похвалой отзывался о художественных опытах неоимпрессионизма: по его мнению, эти художники жертвуют «сюжетом ради узора линий, перечислением ради синтеза, мимолетным ради постоянного». Фенеон видел в Поле Синьяке и Жорже Сёра реформаторов искусства, и его портрет вполне отвечает духу времени и принципам нового направления.
Поль Синьяк. «Антиб, бригантины», 1916
Поль Синьяк. «Канал Ла-Рошель», 1927
Поль Синьяк. «Антиб, вечер», 1914