Анри Кросс. Закат над морем
1896 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Кросс в 1884 году вместе с другими живописцами, чьи картины отвергали официальные салоны, стал участником Салона независимых художников, организованного Жоржем Сёра и Полем Синьяком. К пуантилизму он пришел не сразу, но зато вскоре стал одним из наиболее известных его представителей. А Салон впоследствии открыл миру такие имена, как Пикассо, Модильяни, Мунк, Тулуз-Лотрек, Брак, Руссо, Матисс.
Анри Кросс. Вечерний воздух
1893 г. Музей д’Орсе, Париж
Кросса часто именуют одним из предшественников фовистов за его пристрастие к основным цветам и чуть более агрессивной палитре, нежели у других представителей неоимпрессионизма. Впрочем, его «Вечерний воздух» полностью оправдывает свое название: картина дышит спокойствием, расслабленностью, вызывает в памяти долгие теплые вечера на морском берегу...
Анри Кросс. Кипарисы
1908 г. Музей д’Орсе, Париж
Кипарисы, из-за своего темного цвета и статичной формы во многих культурах считающиеся символами скорби, здесь предстают жизнерадостными и яркими, как рождественские свечи. Такая возникает ассоциация, хотя на полотне отнюдь не холодная зима! Но солнечный свет и почти физически ощутимый морской воздух творят чудеса...
Анри Кросс. Поляна в Провансе
Ок. 1906 г. Музей Израиля, Иерусалим
Прованс всегда славился своим неистовым солнцем, живописными пейзажами, специями, ароматами... Кажется, все его достоинства предстают перед нами благодаря мастерству художника. Яркий солнечный свет превратил лесную опушку в сказочные зелено-золотые чертоги. Камни, деревья, трава на поляне — все покрыто сияющими бликами, и неоимпрессионистская техника живописи делает картину еще более выразительной.
Анри Кросс. Мост Сан-Тровасо
1902-1905 гг. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Мост на этом полотне мы замечаем не сразу. Канал, деревья на его берегу, лодки с переговаривающимися людьми... И лишь когда наш взгляд проследует вдоль набережных, на втором плане мы замечаем выгнутую спину небольшого моста. Но такого ли небольшого и незначительного? За ним открывается панорама залива, освещенного солнцем, по которому идет кораблик с золотым от солнца парусом! Мост превращается в символ, в ворота к свободе.
Анри Кросс. Закат над лагуной, Венеция
1898-1904 гг. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Художник сознательно ограничивает свою палитру — цветовая гамма этого произведения очень сдержанная. Голубой, сиреневый, серый, чуть-чуть желтого... Именно такими красками Кросс пишет венецианский закат. Все яркие краски остались там, в зное и шуме итальянского полудня, а на закате на лагуну опустился туман, сгустились облака, сквозь которые едва пробивается свет заходящего солнца и заступающей ему на смену луны. Желтые точки на небе — что это? Звезды? Или отголоски фейерверка?
Точечная техника здесь также напоминает о слепящем блеске морской воды, когда она отсвечивает мириадами солнечных зайчиков. Но вечером свечение гаснет.
Анри Кросс. Антиб
1908 г. Музей Гренобля
Антиб — курортный городок на Лазурном берегу, славный своими пляжами, а также средневековыми замками и фортами. Изображая стены и башни Антиба над синей гладью моря, художник выводит на первый план три краски: голубую, оранжевую и сиреневую. С помощью первых двух нам является подлинное волшебство ослепительного морского солнца. Сиреневый же оттенок, залегающий в расщелинах скал и отчасти в глубине моря, напоминает нам об изменчивой морской погоде и делает еще более сияющими яркие краски жаркого лета. Кросс сознательно «обрезает» композицию и не показывает нам полностью скользящую по волнам лодку, тем самым увеличивая пространство моря.