Теодор ван Рейссельберге. Лекция Эмиля Верхарна
1903 г. Музей изящных искусств, Гент
В раннем творчестве бельгийца можно отыскать приметы романтизма и классики, он увлекался культурой и историей востока и создавал картины в ориенталистском духе. После знакомства с Жоржем Сёра и его техникой Рейссельберге начал пробовать себя в направлении дивизионизма и весьма преуспел. В целом в его творчестве точечной технике было посвящено около 20 лет.
Теодор ван Рейссельберге. Променад
1901 г. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Здесь сочетаются импрессионистская живость и свежесть письма с новаторскими приемами пуантилизма. Белые костюмы женщин, прогуливающихся по берегу залива, напоминают издали то ли хлопья морской пены, то ли подгоняемые морским ветром лепестки каких-то цветов.
Теодор ван Рейссельберге. Портрет Маргариты ван Монс
1886 г. Музей изящных искусств, Гент
Художник всегда много работал в жанре портрета, рисуя друзей, родных, знакомых, просто случайных людей, пожелавших ему позировать. Независимо от того, какая техника использовалась, персонажи Рейссельберге всегда получались очень живыми, в то время как у большинства его современников портреты в духе дивизионизма подчас превращали моделей в статичных манекенов. «Портрет Маргариты ван Монс» создан еще до увлечения художника точечной живописью — он находится скорее вне стилей.
Теодор ван Рейссельберге. На руле
1892 г. Музей д’Орсе, Париж
У этой картины много названий: «Шторм» и даже «Автопортрет» (некоторые считают, что художник отразил здесь свои мечты о дальних странствиях и приключениях). Работая в рамках дивизионизма, Рейссельберге прорабатывал первый план более мелкими точками, а отдаленный — более крупными. Это создавало дополнительный визуальный эффект размытости второго плана.