Жорж Леммен. Ню
1907 г. Муниципальный музей изобразительных искусств Икселя
Жорж Леммен часто писал обнаженную натуру, причем многие его произведения довольно резко отличаются друг от друга в плане стилистики и техники исполнения: то почти ренуаровская мягкость и гладкость письма, то резкие цвета и контуры... На картине «Ню» («Обнаженная») 1907 года фоном для сияющего тела девушки являются пестрая скатерть на столе, букеты цветов, пестрое покрывало на кресле, выполненные довольно резко, грубыми мазками.
Жорж Леммен. Натюрморт с веером
1907-1908 гг. Бруклинский музей, Нью-Йорк
Вполне традиционное художественное произведение — здесь Леммен уже отошел от пуантилизма. Но поставил перед собой другую задачу: расположить на полотне несколько разнородных узоров. Вышитая скатерть, расписной веер, пестрая керамическая ваза с букетом полевых цветов — ромашки, лютики, душистый горошек. На стене — узорчатый то ли ковер, то ли обои... Справиться с таким буйством орнамента мог только художник с незаурядными способностями. И Леммену это удалось.
Жорж Леммен. Портрет мадам Леммен
1893 г. Музей д’Орсе, Париж
По примеру старших коллег, художник, создавая портрет в технике пуантилизма, прибегает к моделированию объема крошечными точками, когда речь идет о лице модели, и переходит к более крупным элементам, создавая объемы платья, фона, окружающей мебели. «Портрет мадам Леммен», решенный в сдержанных синих, коричневых и золотистых тонах, создает благородный, нежный и привлекательный образ. Портреты Леммена в принципе отличает глубокий психологизм.
Жорж Леммен. Пляж в Хейсте
1891-1892 гг. Музей д’Орсе, Париж
Леммен — представитель неоимпрессионизма, который впоследствии отошел от этого течения и стал более известен как книжный иллюстратор, работавший преимущественно в стиле модерна. Но до конца XIX столетия он находился под влиянием идей Сёра и Синьяка.
Его «Пляж в Хейсте» — свидетельство интереса художника к декоративности, графичности. Даже учитывая особенности техники, это произведение напоминает скорее фрагмент некоего орнамента.
Жорж Леммен. Темза. Элеватор
1892-1894 гг. Музей д’Орсе, Париж
На этой картине мелкие, рассыпающиеся, как бисер, мазки-точки помогают создать впечатление теплого, но туманного, истинно английского вечера. Вдали, у берега, стоят корабли. Над Темзой садится солнце, уже не снуют туда-сюда катера и не проходят под мостами баржи — вся портовая техника замирает. А на берегу, у самого элеватора, можно рассмотреть крошечные человеческие фигурки: скорее всего, это припозднившиеся рабочие.
Жорж Леммен. Две сестры
1894 г. Художественный музей Индианаполиса
«Две сестры» («Сестры Серруис») — одна из последних картин, созданных художником в духе неоимпрессионизма. Произведение не очень типично для детского портрета: непривычно серьезны и задумчивы лица девочек, а контраст синего и темно-красного цветов придает картине несколько тревожный настрой. Интересна трактовка образов: в глаза зрителю смотрит только младшая их сестер — с немного обиженным и как будто разочарованным лицом, старшая же, как будто задумавшись, созерцает стоящий слева букет. Впрочем, на картинах Леммена персонажи часто словно бы избегают зрительного контакта с нами.