Эдуард Мане

ЭДУАРД МАНЕ. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 

ЭДУАРД МАНЕ. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

1873 г. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

«Прежде чем завоевывать официальные салоны, мне нужно отдать дань старым мастерам», — говорил Мане, один из основоположников импрессионизма. Несмотря на все его уважение к искусству прошлых лет, его собственные новаторские картины казались искушенному академическому сообществу слишком вызывающими. В «Железной дороге» сама железная дорога не представлена, о ней напоминают только клубы пара, вырвавшиеся из трубы промчавшегося мимо поезда.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. НАТЮРМОРТ С ЛОСОСЕМ

 

ЭДУАРД МАНЕ. НАТЮРМОРТ С ЛОСОСЕМ

1866-1869 гг. Музей Шелбурн, Вермонт

Эта картина создавалась за несколько лет до первой выставки импрессионистов, но прием остановленного мгновения здесь уже представлен во всей красе: обратите внимание, как опасно балансируют на краю стола неловко положенные кем-то вилка и нож! Удержатся ли они на своем месте или с громким звоном упадут вниз?

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. СЛИВОВИЦА

 

ЭДУАРД МАНЕ. СЛИВОВИЦА

Ок. 1878 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Многих возмущало то, что Мане не стремится в своих картинах «облагородить» реальность, вот и здесь он предельно реалистичен — в кафе сидит то ли нетрезвая торговка, то ли женщина легкого поведения в ожидании клиента. Образ создают мелкие детали — как, например, давно погасшая сигарета в пальцах женщины, ее застывший взгляд.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. БАР «ФОЛИ-БЕРЖЕР»

 

ЭДУАРД МАНЕ. БАР «ФОЛИ-БЕРЖЕР»

1882 г. Институт искусства Курто, Лондон

Популярное кабаре «Фоли-Бержер» работает в Париже по сей день. Художник представляет момент осознания человеком своего одиночества среди толпы — девушка-бармен на минуту задумалась, в то время как за ее спиной в огромном зеркале отражается веселящаяся публика. Картина интересна своими оптическими эффектами: судя по отражению, девушка беседует с посетителем, тогда как перед стойкой никого нет.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ЛОЛА ИЗ ВАЛЕНСИИ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ЛОЛА ИЗ ВАЛЕНСИИ

1862 г. Музей д’Орсе, Париж

В этом простом и обыденном на первый взгляд портрете испанской танцовщицы проявился разлад Мане с академическим искусством: его интересовали яркие краски, искренность, простота и пылкость чувств, в противовес замшелым и холодным, как многим казалось тогда, канонам академизма. Испанской культурой художник увлекался много лет и несколько героизировал ее.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ВАЗА С ПИОНАМИ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ВАЗА С ПИОНАМИ

1864-1865 гг. Музей д’Орсе, Париж

На многих «цветочных» композициях Мане можно увидеть выпавший из вазы увядающий цветок. Его часто ассоциируют с образом потерянной жизни, поверженной души. Интересно, что в то же время, когда создавалась «Ваза с пионами», Мане пишет картины из жизни испанских тореадоров, где мотивы жертвы и судьбы тоже представлены очень ярко.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. РАССТРЕЛ ИМПЕРАТОРА МЕКСИКИ МАКСИМИЛИАНА

 

ЭДУАРД МАНЕ. РАССТРЕЛ ИМПЕРАТОРА МЕКСИКИ МАКСИМИЛИАНА

1867 г. Кунстхалле, Мангейм

Мане был убежденным республиканцем. Картина, на которой представлена казнь «императора Мексики», занявшего свой престол при активной поддержке французских правящих кругов, была настолько политически неоднозначна, что долгое время не экспонировалась во Франции.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ЗАВТРАК НА ТРАВЕ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ЗАВТРАК НА ТРАВЕ

1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Картина предназначалась для очередного Парижского салона, но жюри попросту не допустило ее к выставке — что и спровоцировало рождение так называемого «Салона отверженных». Но даже если отвлечься от скандального сюжета, картина была «вызывающе неакадемична»: резкие тени, нестандартная композиция, вольное обращение с перспективой.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПОРТРЕТ АНТОНЕНА ПРУСТА

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПОРТРЕТ АНТОНЕНА ПРУСТА

1877-1880 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

С Антоненом Прустом, в 1880-х годах занимавшим во Франции пост министра культуры (а также известным как журналист, коллекционер, организатор выставок), Мане дружил с детства. Портрет остался незаконченным — не проработан фон, не доведены объемы. Но на первый план выходит яркая личностная характеристика.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. МАДАМ МАНЕ (СЮЗАННА ЛЕЕНХОФ) НА ГОЛУБОМ ДИВАНЕ

 

ЭДУАРД МАНЕ. МАДАМ МАНЕ (СЮЗАННА ЛЕЕНХОФ) НА ГОЛУБОМ ДИВАНЕ

Ок. 1880 г. Музей д’Орсе, Париж

Сюзанна Леенхоф — супруга Эдуара Мане, талантливая пианистка, которая когда-то преподавала музыку младшим братьям художника. В этой картине многие видят, как сейчас бы сказали, «ремейк» более раннего произведения Мане — скандальной «Олимпии». Правда, здесь на первое место выходит уже не вызывающий эротизм, а «буржуазное благополучие». Некоторые искусствоведы считают, что это произведение — своего рода шутка живописца.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. В ЛОДКЕ

 

ЭДУАРД МАНЕ. В ЛОДКЕ

1874 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Срезанная» композиция создает впечатление того, что мы находимся на одной лодке с персонажами. Откровенный цвет, выраженные мазки — то мелкие и дробные, то широкие — все это приметы нового стиля: картина создана в 1874 году — именно этот год считается датой рождения импрессионизма. Господство голубого цвета усиливает ощущение свежести и легкого летнего ветерка.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПОХОРОНЫ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПОХОРОНЫ

1867-1870 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мы не видим лиц изображенных на картине людей (группа, следующая за похоронным экипажем, находится далеко от зрителя), не знаем даже, к какому сословию они относятся. Но атмосфера трагедии и горя передается через контрасты цвета (залитые солнцем стены города и темная долина, в которую спускается процессия), через почти хаотические мазки, через готические линии древесных крон и крыш.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ОЛИМПИЯ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ОЛИМПИЯ

1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Образцом для художника послужили изображения древних мифологических героинь, но он значительно осовременил их, воплотив в облике то ли Венеры, то ли Данаи прелестную французскую куртизанку. Чем, естественно, спровоцировал очередной скандал. Правда, кто именно из «дам полусвета» здесь изображен, точно неизвестно. Имя «Олимпия» довольно условно.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ИСПАНСКИЙ ГИТАРИСТ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ИСПАНСКИЙ ГИТАРИСТ

1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Об этой ранней картине Мане строгое жюри Парижского салона высказалось положительно, и картина была принята на выставку 1861 года. Маститые художники отмечали безупречный колорит, достоверность в передаче как деталей костюма и интерьера, так и эмоций музыканта.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПЕЙЗАЖ С ДЕРЕВЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ПЕЙЗАЖ С ДЕРЕВЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ

1870-1874 гг. Ашмольский музей искусства и археологии, Оксфорд

Это небольшое (40 х 30 см) полотно привлекает достоверной передачей хмурого, прохладного ветреного дня. Почему именно прохладного? В этом и заключается суть импрессионизма: впечатление есть, но его не всегда можно объяснить... Только почувствовать!

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. КОРЗИНА ФРУКТОВ

 

ЭДУАРД МАНЕ. КОРЗИНА ФРУКТОВ

Ок. 1864 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

Попробуйте определить: какие именно фрукты перед вами? Они написаны настолько обобщенно, что узнать их практически невозможно! Персик? Сливы? Яблоко? Да, возможно, все это в корзине есть (а рядом, на столе, вероятно, плод инжира). Но — удивительно — несмотря на то что фрукты почти неузнаваемы, мы ни минуты не сомневаемся в том, что они спелые, сочные и очень вкусные!

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. ВИД ГОЛЛАНДИИ

 

ЭДУАРД МАНЕ. ВИД ГОЛЛАНДИИ

1872 г. Художественный музей Филадельфии

Сам Эдуард Мане не относил себя к импрессионистам и представлялся «независимым» художником, несмотря на то, что более молодые представители этого направления считали его своим наставником. Например, Мане не отказался от черного цвета, как это сделали многие импрессионисты. Но, по словам другого выдающегося мастера, Поля Сезанна, Мане «подарил художникам формулу простоты». «Вид Голландии» — та самая простота, без которой невозможно подлинное искусство.

 

 

 

ЭДУАРД МАНЕ. БОЙ БЫКОВ

 

ЭДУАРД МАНЕ. БОЙ БЫКОВ

1865—1866 гг. Художественный институт Чикаго

Картина создана вскоре после поездки художника в Испанию. Там он побывал на корриде, которую описывал как «самое лучшее и самое ужасное зрелище». И на полотне представлено противостояние быка и тореадора — композиция могла бы показаться статичной, если бы не бушующая толпа на трибунах (напряжение передано при помощи дробных разноцветных пятен) и не изображение убитой быком лошади на окрашенном кровью песке.