Импрессионисты ставили во главу угла цвет и свет. Художник Эдгар Дега превозносил в своих картинах четкость линии, точную передачу движения.
Эдгар Дега. Картины художника
- Эдгар Дега. Балетная школа
- Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
- Эдгар Дега. Проездка скаковых лошадей
- Эдгар Дега. После ванны
- Эдгар Дега. Музыканты в оркестре
- Эдгар Дега. Танцовщицы
- Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции
- Эдгар Дега. Мисс Лала в цирке Фернандо
- Эдгар Дега. Площадь согласия
- Эдгар Дега. Жокеи перед трибуной
- Эдгар Дега. Финал арабеска. Розита Маури
- Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом
- Эдгар Дега. Гладильщицы
Эдгар Дега. Балетная школа
1879-1880 гг. Галерея искусств Коркорана, Вашингтон
Эдгар Дега не любил спонтанности, почти не работал на пленэре. Но принцип остановленного мгновения в его картинах — в том числе в «Балетной школе» — соблюдался неизменно.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Ок. 1898 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Нет, на картине представлен не эпизод балетной постановки. Девушки всего лишь поправляют костюмы и в последний раз разминаются перед выходом на сцену. Но пристрастие художника к строгой ритмичной композиции превращает обыденную сценку в эпизод сказочного танца! Дега часто работал пастелью, придававшей изображению мягкость и нежность.
Эдгар Дега. Проездка скаковых лошадей
Ок. 1880 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Лошади одинаковой масти, однотипные фигурки наездников, ритм и композиция картины — все это отдаленно напоминает древнеегипетские росписи с их последовательной раскадровкой движения и сюжета. Оживляет произведение удивительно достоверно изображенная полоса стелющегося по земле холодного тумана. Художник часто экспериментировал — например, использовал разогретую пастель, чтобы она легче растушевывалась.
Эдгар Дега. После ванны
1898 г. Музей д’Орсе, Париж
В отличие от Мане с его немного нарочитым эротизмом, Дега представляет обнаженную натуру очень обыденно. «Если мы желаем добиться реализма, — рассуждал художник, — зачем делать „ню" откровенно постановочным?» И на его полотнах дамы окатывают себя водой из кувшина, расчесывают волосы, заворачиваются в полотенце... Такое подглядывание в замочную скважину шокировало обывателя. Нагота у Дега не возвышенна, как у классиков, и не вызывающа, как у современников — она буднична и в тоже время красива.
Эдгар Дега. Музыканты в оркестре
1870-1871 гг. Городской институт искусств, Франкфурт-на-Майне
Это не просто выхваченный из реальности момент — это взгляд изнутри. Художник превращает зрителя в участника оркестра, который видит вблизи затылки своих коллег и грифы их инструментов. Небольшой размер картины и как будто стиснутая по бокам композиция усиливают ощущение тесноты, формируя эффект присутствия.
Эдгар Дега. Танцовщицы
1900 г. Художественный музей Принстонского университета
Дега любил рисовать артистов балета и танцовщиц, причем его картины не только создают иллюзию легкости и полетности танца, но и напоминают о том, что легкость эта — мнимая. Художник хорошо знал, каких изнурительных тренировок и каких усилий стоит триумф балерины и восторг зрителей и какой болью подчас оборачивается изящное искусство.
Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции
1875-1877 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
Художник долго добивался разрешения приходить за кулисы Парижской оперы и наблюдать за репетициями, параллельно делая сотни зарисовок. Друзья посмеивались над ним и утверждали, что «балетные девицы» явно уже воспринимают Эдгара Дега исключительно как деталь интерьера — лестницу или зеркало.
Эдгар Дега. Мисс Лала в цирке Фернандо
1879 г. Национальная галерея, Лондон
Эту картину часто сравнивают с моментальным фотоснимком — настолько необычна ее композиция. Создается впечатление, что мастер и в самом деле забежал на минутку в цирк и запечатлел поразивший его трюк, не особо заботясь о точке обзора. Но благодаря такой «небрежности» — на самом деле хорошо продуманной — возникает полная иллюзия присутствия под куполом рядом с бесстрашной акробаткой, висящей на канате при помощи зубов.
Эдгар Дега. Площадь согласия
1875 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Второе название картины — «Виконт Лепик с дочерьми». Она производит впечатление стоп-кадра: отец идет по улице, оставив позади дочек, которые смотрят на что-то за пределами картины. Слева — фигура прохожего, который, возможно, только что поздоровался с проходящим мимо виконтом — во всяком случае, он смотрит ему вслед.
Эдгар Дега. Жокеи перед трибуной
1869-1872 гг. Музей д’Орсе, Париж
Фотографичность картин Дега объясняется не только тем, что художник действительно интересовался фотографией, но и тем, что, если верить современникам, он обладал невероятной зрительной памятью. На этой картине напряженность момента — до скачек осталось несколько минут — подчеркивается контрастом холодных и теплых тонов и резкими сиреневыми тенями.
Эдгар Дега. Финал арабеска. Розита Маури
1877 г. Музей д’Орсе, Париж
Арабеск — элемент классического танца, вращение на опорной ноге. Как отразить это в живописи? Дега решает вопрос блестяще: он располагает зрителя таким образом, что тот как бы смотрит на балерину сверху. Окружность балетной пачки, оживленной резкими живописными мазками, раскинутые в стороны руки создают иллюзию стремительного движения!
Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом
1877-1879 гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Эдгар Дега зачастую вольно обращался с композицией: так и на этом полотне мы видим целиком фигуру только одной балерины, все остальные «попали» на полотно лишь частично. Этим подчеркивается изменчивость реальности. Движения девушек еще больше выделяются статичностью их подруг, ждущих своего выхода возле кулисы.
Эдгар Дега. Гладильщицы
Ок. 1884 г. Музей д’Орсе, Париж
Вся тяжесть монотонного труда передана в фигурах двух женщин, одна из которых всем весом навалилась на утюг, а вторая, оторвавшись от работы, потягивается, не выпуская из рук бутылку вина — возможно, единственный для нее способ немного расслабиться. Напряжение передается и при помощи дробных, нервных мазков краски.