Голландский художник Франс Халс родился в Антверпене в 1582 году. Свои картины он создавал в эпоху Золотого века.
Франс Халс. Картины художника
- Франс Халс. Портрет Виллема Хейтхейссена
- Франс Халс. Портрет молодого человека с черепом
- Франс Халс. Иоанн Богослов
- Франс Халс. Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме
- Франс Халс. Святой Лука
- Франс Халс. Цыганка
Франс Халс. Портрет Виллема Хейтхейссена
1625-1630 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен
Халс изображает персонажа в традициях парадного портрета. Но... Хейтхейссен был всего лишь богатым купцом. И его напыщенная поза и роскошная шпага здесь скорее карикатурны.
Франс Халс. Портрет молодого человека с черепом
1626-1628 гг. Национальная галерея, Лондон
Есть версия, что это портрет актера, играющего Гамлета. Но веселое выражение лица юноши наводит на мысль о том, что это скорее шутник, «играющий актера, играющего Гамлета».
Франс Халс. Иоанн Богослов
1625-1628 гг. Музей Гетти, Лос-Анджелес
«Иоанн Богослов» — не столько культовый образ (хотя в свое время картина украшала храм), сколько точное и трепетное отображение момента вдохновения. Религиозного, поэтического, литературного... Орел — символ высоты парения духа.
Франс Халс. Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме
1641 г. Музей Халса, Харлем
По заказу приюта для престарелых Халс написал два групповых портрета: регентов и регентш этого заведения. Эти полотна созданы в последний период жизни художника, на склоне лет тяжело больного и обнищавшего, и несут на себе отпечаток тяжелого пессимизма.
Франс Халс. Святой Лука
Ок. 1625 г. Музей западного и восточного искусства, Одесса
Четыре полотна с изображениями евангелистов в свое время принадлежали Екатерине II, но в XIX веке их следы оборвались. «Святой Лука» был обнаружен уже в середине XX века — по легенде, сотрудники музея купили его на одесском Привозе за 9 рублей. Прочие «евангелисты» тоже были найдены и сейчас украшают разные музеи.
Франс Халс. Цыганка
Ок. 1625-1630 г. Лувр, Париж
Халса называли самым психологичным голландским художником. Его портреты — это прежде всего характеристики. Художника отличала динамичность мазка — как говорили современники, «он как будто стегает кистью полотно». Но при такой энергичной технике все представленные на полотне фактуры и предметы выглядят невероятно достоверно!