Япония открылась для внешнего мира в 1850-х годах, поэтому нет ничего удивительного в том, что японское искусство с его декоративностью и символизмом оказало большое влияние на художников Европы — в том числе и на импрессионистов, и на представителей модерна. Художник Кацусика Хокусай принадлежит к числу самых выдающихся граверов в истории японского искусства.
Кацусика Хокусай. Картины художника
- Кацусика Хокусай. Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)
- Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
- Кацусика Хокусаи. В ванной
- Кацусика Хокусаи. Призрак Оивы
- Кацусика Хокусай. Мост у храма Камэйдо Тэндзин
Кацусика Хокусай. Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)
Ок. 1830 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
1829-1832 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Большая волна в Канагаве» (кстати, заметили ли вы, что кроме волны, здесь изображены еще борющиеся со штормом лодочки?) принадлежит к направлению японского искусства под названием «укиё-э», то есть «изменяющийся мир». Не правда ли, название вполне соответствует духу импрессионизма? С течением времени в эту категорию попали не только пейзажи, но и, например, бытовые сценки.
Кацусика Хокусаи. В ванной
1800-е гг. Британский музей, Лондон
Для японской гравюры (впрочем, как и для любого истинного искусства) не было «низких жанров» — сценки из жизни куртизанок, гейш, бедных крестьян воплощались художниками живо и изящно. Подобные сюжеты Хокусая потом будут «переносить на родную почву» представители реализма и импрессионизма...
Кацусика Хокусаи. Призрак Оивы
1832 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
Оива — это имя женщины, которая, согласно японской легенде, была убита своим вероломным мужем и превратилась в «онрё».Так в Японии называли призраков, чье предназначение — мстить за всех обманутых и преданных. «Призрак Оивы» — гравюра из цикла «Сто историй о призраках».
Кацусика Хокусай. Мост у храма Камэйдо Тэндзин
1834 г. Музей изобразительных искусств, Страсбург
Святилище Камэйдо Тэндзин было создано в честь Тэмман-Тэндзина — политика и ученого конца IX — начала X века, впоследствии обожествленного. Он и поныне почитается как покровитель всех учащихся, бог поэзии, познания и каллиграфии. По сей день главные достопримечательности «его» святилища — цветники с глициниями и два арочных моста — правда, уже много раз перестроенных.