Художник Клод Лоррен всю жизнь изучал свет — не только как художник, но и как ученый. Результат поражает нас по сей день — живописец достиг невероятных высот в изображении солнечного и лунного света, что отчетливо видно на картинах Клода Лоррена.
Клод Лоррен. Картины художника
- Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской
- Клод Лоррен. Вечер (Товий и ангел)
- Клод Лоррен. Ночь (борьба Иакова с ангелом)
- Клод Лоррен. Морской порт
- Клод Лоррен. Римским пейзаж
- Клод Лоррен. Пейзаж с танцами сатиров и нимф
- Клод Лоррен. Пейзаж
Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской
1648 г. Национальная галерея, Лондон
Он любил совмещать на своих картинах реальные пейзажи с фантастической архитектурой — как, например, в «отплытии царицы Савской». Правда, красота заката здесь тоже фантастическая...
Клод Лоррен. Вечер (Товий и ангел)
1663г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В Государственном Эрмитаже хранятся четыре лорреновских пейзажа, объединенных темой времени суток: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». В каждый пейзаж художником введен какой-либо из сюжетов Священного Писания. В данном случае — ангел, повелевающий Товию сделать из рыбьей желчи лекарство для отца.
Клод Лоррен. Ночь (борьба Иакова с ангелом)
1672 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Еще один известный сюжет — Иаков, один из родоначальников израилевых, борется с ангелом, требуя благословить его. Настанет рассвет, и Иаков получит благословение, новое имя — Израиль — и услышит: «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Но даже персонажи Ветхого Завета для Лоррена — лишь часть пейзажа... А значимость происходящего подчеркивает таинственный лунный свет.
Клод Лоррен. Морской порт
1674 г. Старая пинакотека, Мюнхен
Интересно, что фигуры людей на своих картинах Лоррен почти никогда не писал сам — этим занимались его ученики и друзья. Художник признавался, что не любит рисовать людей и они для него не имеют особого значения. Впрочем, его мастерство пейзажиста искупало все! Так достоверно и живо запечатлеть на полотне последний луч заходящего солнца не удавалось никому...
Клод Лоррен. Римским пейзаж
1639 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Как удавалось художнику достигнуть такой совершенной гармонии цвета и света, такой умиротворенности пейзажа на своих картинах? Современники утверждали, что основным мотивом творчества Лоррена была его уверенность: божественная мудрость «говорит» с нами через красоту и совершенство природы. Уловить настроение момента и суметь передать его — значит постичь божественный замысел!
Клод Лоррен. Пейзаж с танцами сатиров и нимф
1646 г. Национальный музей западного искусства, Токио
В отличие от многих художников, изображавших подобные празднества как пышное и яркое вакхическое торжество, Лоррен делает немногочисленные фигурки нимф и сатиров второстепенными по отношению к своему любимому пейзажу.
Клод Лоррен. Пейзаж
1639 г. Художественный музей Цинциннати
Над берегом, на котором стоит замок, сгущается туман — хорошо видна его ползущая с воды прозрачная дымка. Все детали — оснастка кораблей, растения на первом плане, «античные» развалины — отличает невероятная тонкость проработки.