Клод Лоррен

КЛОД ЛОРРЕН. ОТПЛЫТИЕ ЦАРИЦЫ САВСКОЙ

 

КЛОД ЛОРРЕН. ОТПЛЫТИЕ ЦАРИЦЫ САВСКОЙ

1648 г. Национальная, галерея, Лондон

Лоррен всю жизнь изучал свет — не только как художник, но и как ученый. Результат поражает нас по сей день — живописец достиг невероятных высот в изображении солнечного и лунного света. Он любил совмещать на своих картинах реальные пейзажи с фантастической архитектурой — как, например, в «отплытии царицы Савской». Правда, красота заката здесь тоже фантастическая...

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. ВЕЧЕР (ТОВИЙ И АНГЕЛ)

 

КЛОД ЛОРРЕН. ВЕЧЕР (ТОВИЙ И АНГЕЛ)

1663г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В Государственном Эрмитаже хранятся четыре лорреновских пейзажа, объединенных темой времени суток: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». В каждый пейзаж художником введен какой-либо из сюжетов Священного Писания. В данном случае — ангел, повелевающий Товию сделать из рыбьей желчи лекарство для отца.

 

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. НОЧЬ (БОРЬБА ИАКОВА С АНГЕЛОМ)

1672 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Еще один известный сюжет — Иаков, один из родоначальников израилевых, борется с ангелом, требуя благословить его. Настанет рассвет, и Иаков получит благословение, новое имя — Израиль — и услышит: «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Но даже персонажи Ветхого Завета для Лоррена — лишь часть пейзажа... А значимость происходящего подчеркивает таинственный лунный свет.

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. МОРСКОЙ ПОРТ

 

КЛОД ЛОРРЕН. МОРСКОЙ ПОРТ

1674 г. Старая, пинакотека, Мюнхен

Интересно, что фигуры людей на своих картинах Лоррен почти никогда не писал сам — этим занимались его ученики и друзья. Художник признавался, что не любит рисовать людей и они для него не имеют особого значения. Впрочем, его мастерство пейзажиста искупало все! Так достоверно и живо запечатлеть на полотне последний луч заходящего солнца не удавалось никому...

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. РИМСКИМ ПЕЙЗАЖ

 

КЛОД ЛОРРЕН. РИМСКИМ ПЕЙЗАЖ

1639 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Как удавалось художнику достигнуть такой совершенной гармонии цвета и света, такой умиротворенности пейзажа на своих картинах? Современники утверждали, что основным мотивом творчества Лоррена была его уверенность: божественная мудрость «говорит» с нами через красоту и совершенство природы. Уловить настроение момента и суметь передать его — значит постичь божественный замысел!

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. ПЕЙЗАЖ С ТАНЦАМИ САТИРОВ И НИМФ

 

КЛОД ЛОРРЕН. ПЕЙЗАЖ С ТАНЦАМИ САТИРОВ И НИМФ

1646 г. Национальный музей западного искусства, Токио

В отличие от многих художников, изображавших подобные празднества как пышное и яркое вакхическое торжество, Лоррен делает немногочисленные фигурки нимф и сатиров второстепенными по отношению к своему любимому пейзажу.

 

 

 

КЛОД ЛОРРЕН. ПЕЙЗАЖ

 

КЛОД ЛОРРЕН. ПЕЙЗАЖ

1639 г. Художественный музей Цинциннати

Над берегом, на котором стоит замок, сгущается туман — хорошо видна его ползущая с воды прозрачная дымка. Все детали — оснастка кораблей, растения на первом плане, «античные» развалины — отличает невероятная тонкость проработки.