Никола Пуссен


Художник Никола Пуссен является одним из основоположников классицизма, взявшего за основу античные традиции и достижения Ренессанса. Его приемы были использованы многими художниками более позднего времени.

 

Никола Пуссен. Картины художника

  1. Никола Пуссен. Мученичество cвятого Эразма
  2. Никола Пуссен. Победа Иисуса Навина над Амаликитянами
  3. Никола Пуссен. Вознесение святого апостола Павла
  4. Никола Пуссен. Аркадские пастухи
  5. Никола Пуссен. Пейзаж с телом Фокиона
  6. Никола Пуссен. Четыре времени года. Осень
  7. Никола Пуссен. Похищение cабинянок

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ЭРАЗМА

 

Никола Пуссен. Мученичество cвятого Эразма

1628 г. Ватиканская пинакотека

На картине Пуссена «Мученичество святого Эразма» яркие цвета, контрастируя с жестокостью сюжета, способствуют нагнетанию ужаса. А продуманная композиция заставляет наш взгляд раз за разом возвращаться к фигуре терзаемого мученика.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОБЕДА ИИСУСА НАВИНА НАД АМАЛИКИТЯНАМИ

 

Никола Пуссен. Победа Иисуса Навина над Амаликитянами

1624-1625 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хаос сражения на этой картине — кажущийся. На самом деле все пространство подчинено общей идее и общему ритму: проследите взглядом за направлением копий, за движением самых близких к нам фигур воинов — и вы увидите, как воинство Навина «теснит» врага в левый нижний угол картины. Пуссен одним из первых исследовал важность линии в живописи.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ВОЗНЕСЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

 

Никола Пуссен. Вознесение святого апостола Павла

1650 г. Лувр, Париж

Запечатленный художником миг вознесения апостола в сопровождении ангелов вызывает в памяти и древние фрески (не забудем, что Пуссен был страстным любителем античности!), и полотна мастеров Ренессанса, возродивших и обогативших древнее искусство. «Вознесение...» — символ не столько земной смерти, сколько небесного ликования.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ

 

Никола Пуссен. Аркадские пастухи

1637-1638 гг. Лувр, Париж

Аркадия, по представлениям древних греков, — место вечной весны, гармонии и беззаботной жизни. На картине Пуссена трое мужчин и женщина читают на надгробии надпись «Я пребываю в Аркадии». Они удивлены и разочарованы — неужели в обители вечной радости есть место смерти? «Да, — отвечает художник, — но смерть не властна над красотой и памятью».

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПЕЙЗАЖ С ТЕЛОМ ФОКИОНА

 

Никола Пуссен. Пейзаж с телом Фокиона

1648 г. Национальный музей Уэльса

В IV веке до н. э. афинский военачальник Фокион был несправедливо обвинен в предательстве и растратах и казнен. Афиняне долго глумились над телом, родным даже не дали похоронить Фокиона в пределах города. Но справедливость — пусть и с опозданием — победила. Политик и полководец даже удостоился памятника.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА. ОСЕНЬ

 

Никола Пуссен. Четыре времени года. Осень

Ок. 1660-1664 г. Лувр, Париж

Серия «Четыре времени года» была задумана Пуссеном как иллюстрации к ветхозаветным темам: «Весна» — «Детство человечества», «Лето» — «Руфь на поле Вооза», «Осень» — «Земля Ханаанская», «Зима» — «Всемирный потоп». Можно провести параллель и с циклами жизни...

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК

 

Никола Пуссен. Похищение cабинянок

1638 г. Лувр, Париж

Известный сюжет легендарной истории Рима — похищение римлянами сабинских женщин — решен Пуссеном динамично и масштабно. Основатель Рима Ромул стоит на фоне колоннады, наблюдая за разворачивающимся на площади жестоким действом. Напряженность сюжета подчеркивают алые и желтые краски, а развевающиеся одежды перекликаются с резкими линиями облаков.