Никола Пуссен

НИКОЛА ПУССЕН. МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ЭРАЗМА

 

НИКОЛА ПУССЕН. МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ЭРАЗМА

1628 г. Ватиканская пинакотека

Пуссен является одним из основоположников классицизма, взявшего за основу античные традиции и достижения Ренессанса. А вот его приемы будут использовать художники и более позднего времени. На картине Пуссена «Мученичество святого Эразма» яркие цвета, контрастируя с жестокостью сюжета, способствуют нагнетанию ужаса. А продуманная композиция заставляет наш взгляд раз за разом возвращаться к фигуре терзаемого мученика.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОБЕДА ИИСУСА НАВИНА НАД АМАЛИКИТЯНАМИ

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОБЕДА ИИСУСА НАВИНА НАД АМАЛИКИТЯНАМИ

1624-1625 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хаос сражения на этой картине — кажущийся. На самом деле все пространство подчинено общей идее и общему ритму: проследите взглядом за направлением копий, за движением самых близких к нам фигур воинов — и вы увидите, как воинство Навина «теснит» врага в левый нижний угол картины. Пуссен одним из первых исследовал важность линии в живописи.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ВОЗНЕСЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

 

НИКОЛА ПУССЕН. ВОЗНЕСЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

1650 г. Лувр, Париж

Запечатленный художником миг вознесения апостола в сопровождении ангелов вызывает в памяти и древние фрески (не забудем, что Пуссен был страстным любителем античности!), и полотна мастеров Ренессанса, возродивших и обогативших древнее искусство. «Вознесение...» — символ не столько земной смерти, сколько небесного ликования.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ

 

НИКОЛА ПУССЕН. АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ

1637-1638 гг. Лувр, Париж

Аркадия, по представлениям древних греков, — место вечной весны, гармонии и беззаботной жизни. На картине Пуссена трое мужчин и женщина читают на надгробии надпись «Я пребываю в Аркадии». Они удивлены и разочарованы — неужели в обители вечной радости есть место смерти? «Да, — отвечает художник, — но смерть не властна над красотой и памятью».

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПЕЙЗАЖ С ТЕЛОМ ФОКИОНА

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПЕЙЗАЖ С ТЕЛОМ ФОКИОНА

1648 г. Национальный музей Уэльса

В IV веке до н. э. афинский военачальник Фокион был несправедливо обвинен в предательстве и растратах и казнен. Афиняне долго глумились над телом, родным даже не дали похоронить Фокиона в пределах города. Но справедливость — пусть и с опозданием — победила. Политик и полководец даже удостоился памятника.

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА. ОСЕНЬ

 

НИКОЛА ПУССЕН. ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА. ОСЕНЬ

Ок. 1660-1664 г. Лувр, Париж

Серия «Четыре времени года» была задумана Пуссеном как иллюстрации к ветхозаветным темам: «Весна» — «Детство человечества», «Лето» — «Руфь на поле Вооза», «Осень» — «Земля Ханаанская», «Зима» — «Всемирный потоп». Можно провести параллель и с циклами жизни...

 

 

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК

 

НИКОЛА ПУССЕН. ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК

1638 г. Лувр, Париж

Известный сюжет легендарной истории Рима — похищение римлянами сабинских женщин — решен Пуссеном динамично и масштабно. Основатель Рима Ромул стоит на фоне колоннады, наблюдая за разворачивающимся на площади жестоким действом. Напряженность сюжета подчеркивают алые и желтые краски, а развевающиеся одежды перекликаются с резкими линиями облаков.