Художник Никола Пуссен является одним из основоположников классицизма, взявшего за основу античные традиции и достижения Ренессанса. Его приемы были использованы многими художниками более позднего времени.
Никола Пуссен. Картины художника
- Никола Пуссен. Мученичество cвятого Эразма
- Никола Пуссен. Победа Иисуса Навина над Амаликитянами
- Никола Пуссен. Вознесение святого апостола Павла
- Никола Пуссен. Аркадские пастухи
- Никола Пуссен. Пейзаж с телом Фокиона
- Никола Пуссен. Четыре времени года. Осень
- Никола Пуссен. Похищение cабинянок
Никола Пуссен. Мученичество cвятого Эразма
1628 г. Ватиканская пинакотека
На картине Пуссена «Мученичество святого Эразма» яркие цвета, контрастируя с жестокостью сюжета, способствуют нагнетанию ужаса. А продуманная композиция заставляет наш взгляд раз за разом возвращаться к фигуре терзаемого мученика.
Никола Пуссен. Победа Иисуса Навина над Амаликитянами
1624-1625 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Хаос сражения на этой картине — кажущийся. На самом деле все пространство подчинено общей идее и общему ритму: проследите взглядом за направлением копий, за движением самых близких к нам фигур воинов — и вы увидите, как воинство Навина «теснит» врага в левый нижний угол картины. Пуссен одним из первых исследовал важность линии в живописи.
Никола Пуссен. Вознесение святого апостола Павла
1650 г. Лувр, Париж
Запечатленный художником миг вознесения апостола в сопровождении ангелов вызывает в памяти и древние фрески (не забудем, что Пуссен был страстным любителем античности!), и полотна мастеров Ренессанса, возродивших и обогативших древнее искусство. «Вознесение...» — символ не столько земной смерти, сколько небесного ликования.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи
1637-1638 гг. Лувр, Париж
Аркадия, по представлениям древних греков, — место вечной весны, гармонии и беззаботной жизни. На картине Пуссена трое мужчин и женщина читают на надгробии надпись «Я пребываю в Аркадии». Они удивлены и разочарованы — неужели в обители вечной радости есть место смерти? «Да, — отвечает художник, — но смерть не властна над красотой и памятью».
Никола Пуссен. Пейзаж с телом Фокиона
1648 г. Национальный музей Уэльса
В IV веке до н. э. афинский военачальник Фокион был несправедливо обвинен в предательстве и растратах и казнен. Афиняне долго глумились над телом, родным даже не дали похоронить Фокиона в пределах города. Но справедливость — пусть и с опозданием — победила. Политик и полководец даже удостоился памятника.
Никола Пуссен. Четыре времени года. Осень
Ок. 1660-1664 г. Лувр, Париж
Серия «Четыре времени года» была задумана Пуссеном как иллюстрации к ветхозаветным темам: «Весна» — «Детство человечества», «Лето» — «Руфь на поле Вооза», «Осень» — «Земля Ханаанская», «Зима» — «Всемирный потоп». Можно провести параллель и с циклами жизни...
Никола Пуссен. Похищение cабинянок
1638 г. Лувр, Париж
Известный сюжет легендарной истории Рима — похищение римлянами сабинских женщин — решен Пуссеном динамично и масштабно. Основатель Рима Ромул стоит на фоне колоннады, наблюдая за разворачивающимся на площади жестоким действом. Напряженность сюжета подчеркивают алые и желтые краски, а развевающиеся одежды перекликаются с резкими линиями облаков.