Фламандский художник Питер Пауль Рубенс добился больших успехов в живописи. Он является талантливым представителем стиля борокко в живописи, воплотившим в своем творчестве подвижность, чувственность и безудержную страсть к жизни. Рубенс создал около 3000 картин, многие из которых выполнены в сотрудничестве с учениками и другими художниками.
Питер Пауль Рубенс. Картины художника
- Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма
- Питер Пауль Рубенс. Геркулес и Омфала
- Питер Пауль Рубенс. Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским
- Питер Пауль Рубенс. Мадонна делла Валичелла
- Питер Пауль Рубенс. Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа
- Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста
- Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, низвержение проклятых
Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма
1603 г Музей Прадо, Мадрид
Полководец, политический деятель и видный меценат Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, 1-й герцог Лерма (да, именно таково его полное имя) мог себе позволить заказать портрет одному из известнейших живописцев, представителю «золотого века нидерландской живописи» Рубенсу. Разворачивающаяся на втором плане панорама сражения — напоминание о победах герцога. А резкие и стремительные мазки, жестковатые линии, которыми очерчены кроны деревьев, облака, смешивающиеся с клубами дыма, — все это создает удивительное ощущение стремительного движения и порывистого ветра. Кстати, Михаил Юрьевич Лермонтов считал герцога своим предком.
Питер Пауль Рубенс. Геркулес и Омфала
Ок. 1602-1605 г. Лувр, Париж
Согласно легенде, Геракл был временно отдан в рабство лидийской царице Омфале в наказание за убийство героя Ифита. Геракл влюбился в своенравную правительницу и позволял ей очень многое. Что именно? Рубенс продемонстрировал это наглядно: Омфала таскает за ухо великого воина, который покорно отдал ей оружие и, подобно женщине, трудится за прялкой.
Питер Пауль Рубенс. Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским
1608 г. Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим
Еще одно произведение, созданное Рубенсом для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла. Христианка Домицилла (Домитилла) была вместе со своим мужем Титом Флавием Клементом замучена во время гонений на христиан при императоре Домициане. Схожая судьба постигла Нерея и Ахиллеса (Ахиллея). Вероятнее всего, изначально они были воинами. В трактовке Рубенса все трое наделены неколебимым спокойствием и достоинством. Нерей и Ахиллес изображались либо с мечами в руках, либо с пальмовыми ветками, которые трактовались и как символ христианства, и как символ мученичества.
Питер Пауль Рубенс. Мадонна делла Валичелла
1608 г. Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим
Римская церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, или Новая церковь, была построена еще в VI столетии. Во второй половине XVI столетия была начата долгая масштабная реконструкция. Для оформления храма были приглашены самые именитые мастера, в том числе и Питер Пауль Рубенс. Центром произведения «Мадонна делла Валичелла» (или «Мадонна с младенцем в окружении ангелов») является изображение Богоматери с благословляющим паству младенцем Иисусом на руках, вписанное в овальный медальон, который поддерживают многочисленные херувимы и ангелы, парящие среди облаков...
Питер Пауль Рубенс. Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа
1606 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Рубенса именовали «певцом красоты», «художником, очарованным жизнью». И создавая портрет молодой аристократки — дочери герцога и военачальника Джованни Андреа Дориа, он не просто любуется очаровательной моделью. Мастера не меньше восхищают тяжелая роскошь бархата, блеск шелка, нежность кружева — изображение костюма почти фотографично. Напыщенная роскошь одежд контрастирует с озорной полуулыбкой девушки.
Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста
1612 г. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
Одно из лучших произведений Рубенса. Рейнольдс, английский художник XVIII столетия, писал, что на этом полотне — «вся тяжесть смерти». Неудивительным образом тело Христа, соскальзывающее с креста на руки апостолов и святых жен, не оставляет гнетущего впечатления. Благодаря источаемому фигурой Спасителя свету оно становится символом не смерти, а надежды.
Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, низвержение проклятых
1615-1616 гг. Старая пинакотека, Мюнхен
Картины Рубенса всегда отличались буйством цвета и напряженностью эмоций. Его святые и грешники — не столько персонажи Священного Писания, сколько живые люди, со своими отличительными чертами и особенностями. Возможно, поэтому его религиозная живопись производила на современников (да и по сей день производит) такое сильное впечатление?