Луи Анкетен. Авеню де Клиши, пять часов вечера
1887 г. Ходсворд Атенеум, Хартфорд
Анкетен был близким другом Тулуз-Лотрека: вместе с ним путешествовал, изучая работы мастеров прошлого и настоящего, с ним спорил о новых направлениях в искусстве. И в технике у них много общего: некоторая плакатность, резкие прихотливые силуэты, четкие локальные цвета.
Луи Анкетен. Читающая женщина
1891 г. Галерея Тейт, Лондон
Анкетен стал основателем клуазонизма в живописи (отфр. cloison — «перегородка»). Это направление являлось одним из течений в рамках постимпрессионизма и подразумевало, что художник, прежде чем писать красками, создает на холсте прорисовку контурных линий, а потом заполняет пустоты цветом. Это напоминало работу над витражом. Правда, мастера все же признавали необходимость создания объемов и наличия переходов цветов и оттенков. «Читающая женщина» — тому пример.
Луи Анкетен. Женщина на Елисейских полях ночью
1889—1893 гг. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Луи Анкетена также относят к синтетистам — не пугайтесь разнообразия терминов, в любом случае все эти понятия находились в русле постимпрессионизма. Синтетизм стремится объединить эстетику, чувство и достоверность, в тоже время придавая полотну символическое значение. Картины синтетистов соединяют, казалось бы, несоединимое: реалистичность и некую загадочность, достоверность изображения и экзотическую яркость красок. «Женщина на Елисейских полях ночью» — образ большого города.
Луи Анкетен. Элегантный профиль на Бале Мабиль
1888 г. Художественный институт Чикаго
«Бал Мабиль» — название увеселительных мероприятий, которые посещали отнюдь не представители аристократических семей, а дамы полусвета, склонные к приключениям нувориши и «не перебесившиеся» юноши из приличных семей. И на этой картине художник запечатлел женщину, поразившую его почти античной красотой лица, в то время как ее наряд не отличается строгостью и безупречным вкусом. Красное платье с птичками, изумрудный жакет, громоздкая шляпа — и профиль древней камеи.
Луи Анкетен. Автопортрет
Ок. 1890 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник создал несколько своих автопортретов, и в них явственно ощущается влияние любимого Анкетеном искусства золотого века нидерландской живописи и Возрождения: он несколько лет посвятил изучению техники старых мастеров при их работе с красками. И автопортреты Луи Анкетена тоже чем-то напоминают полотна Рембрандта и Рубенса. Живописец обычно изображает себя смотрящим на зрителя в пол-оборота, как бы из-за плеча, то с хитрой улыбкой, то предельно серьезно.