Луи Анкетен


ЛУИ АНКЕТЕН. АВЕНЮ ДЕ КЛИШИ, ПЯТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА

 

Луи Анкетен. Авеню де Клиши, пять часов вечера

1887 г. Ходсворд Атенеум, Хартфорд

Анкетен был близким другом Тулуз-Лотрека: вместе с ним путешествовал, изучая работы мастеров прошлого и настоящего, с ним спорил о новых направлениях в искусстве. И в технике у них много общего: некоторая плакатность, резкие прихотливые силуэты, четкие локальные цвета.

 

 

 

 

ЛУИ АНКЕТЕН. ЧИТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА

 

Луи Анкетен. Читающая женщина

1891 г. Галерея Тейт, Лондон

Анкетен стал основателем клуазонизма в живописи (отфр. cloison — «перегородка»). Это направление являлось одним из течений в рамках постимпрессионизма и подразумевало, что художник, прежде чем писать красками, создает на холсте прорисовку контурных линий, а потом заполняет пустоты цветом. Это напоминало работу над витражом. Правда, мастера все же признавали необходимость создания объемов и наличия переходов цветов и оттенков. «Читающая женщина» — тому пример.

 

 

 

 

ЛУИ АНКЕТЕН. ЖЕНЩИНА НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ НОЧЬЮ

 

Луи Анкетен. Женщина на Елисейских полях ночью

1889—1893 гг. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Луи Анкетена также относят к синтетистам — не пугайтесь разнообразия терминов, в любом случае все эти понятия находились в русле постимпрессионизма. Синтетизм стремится объединить эстетику, чувство и достоверность, в тоже время придавая полотну символическое значение. Картины синтетистов соединяют, казалось бы, несоединимое: реалистичность и некую загадочность, достоверность изображения и экзотическую яркость красок. «Женщина на Елисейских полях ночью» — образ большого города.

 

 

 

 

ЛУИ АНКЕТЕН. ЭЛЕГАНТНЫЙ ПРОФИЛЬ НА БАЛЕ МАБИЛЬ

 

Луи Анкетен. Элегантный профиль на Бале Мабиль

1888 г. Художественный институт Чикаго

«Бал Мабиль» — название увеселительных мероприятий, которые посещали отнюдь не представители аристократических семей, а дамы полусвета, склонные к приключениям нувориши и «не перебесившиеся» юноши из приличных семей. И на этой картине художник запечатлел женщину, поразившую его почти античной красотой лица, в то время как ее наряд не отличается строгостью и безупречным вкусом. Красное платье с птичками, изумрудный жакет, громоздкая шляпа — и профиль древней камеи.

 

 

 

 

ЛУИ АНКЕТЕН. АВТОПОРТРЕТ

 

Луи Анкетен. Автопортрет

Ок. 1890 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник создал несколько своих автопортретов, и в них явственно ощущается влияние любимого Анкетеном искусства золотого века нидерландской живописи и Возрождения: он несколько лет посвятил изучению техники старых мастеров при их работе с красками. И автопортреты Луи Анкетена тоже чем-то напоминают полотна Рембрандта и Рубенса. Живописец обычно изображает себя смотрящим на зрителя в пол-оборота, как бы из-за плеча, то с хитрой улыбкой, то предельно серьезно.