Относительно направления, к которому можно было бы отнести картины художника Теодора Жерико, у искусствоведов единого мнения нет. Его называли и реалистом, и романтиком, и последователем классики... Так или иначе, во многом он опередил свое время.
Теодор Жерико. Картины художника
- Теодор Жерико. Печь для обжига извести
- Теодор Жерико. Портрет художника в его студии
- Теодор Жерико. Потоп
- Теодор Жерико. Плот «Медузы»
- Теодор Жерико. Дерби в Эпсоме
- Теодор Жерико. Лошадь, испуганная молнией
- Теодор Жерико. Вечер. Пейзаж с акведуком
Теодор Жерико. Печь для обжига извести
1822-1823 гг. Лувр, Париж
Эту картину называют одним из первых полотен, раскрывших противостояние природы и человека, который в эту природу грубо вмешивается: общий колорит картины почти апокалиптичен.
Теодор Жерико. Портрет художника в его студии
Ок. 1820 г. Лувр, Париж
Вероятный автопортрет художника, не дожившего до 33 лет, одна из поздних его картин. Уже в молодости наставники отмечали характерные черты его творчества: резкие контрасты света и тени, энергичные контуры фигур, сложная, почти «барочная» композиция. «Вы что, все время пишете при лунном свете?» — вопрошал один из критиков. Но эти черты сделали творчество Жерико очень узнаваемым.
Теодор Жерико. Потоп
1814 г. Лувр, Париж
Эту картину, иллюстрирующую ветхозаветный сюжет, принято считать чем-то вроде подготовительного этюда к «Плоту "Медузы"». Но... Выверенная техника, убедительно переданное ощущение бесконечности ливня — все это делает «Потоп» самостоятельным произведением, одним из лучших в наследии художника.
Теодор Жерико. Плот «Медузы»
1818-1819 г. Лувр, Париж
В 1816 году мир облетела история о гибели фрегата «Медуза», когда на самодельном плоту в море оказались полторы сотни человек. Когда их нашли, в живых оставалось лишь пятнадцать — измученных и близких к сумасшествию. Пятеро вскоре умерли. Художник представляет самый напряженный момент: отчаявшиеся люди пытаются привлечь внимание показавшегося вдали корабля.
Теодор Жерико. Дерби в Эпсоме
1821 г. Лувр, Париж
Жерико был страстным любителем лошадей и создал эту картину во время своего пребывания в Англии в 1821 году. Несколько лет спустя специалисты-зоологи раскритиковали полотно — мол, лошади не могут так скакать, распластываясь над землей подобно птице! Но даже если так — картину можно отнести к безусловным шедеврам благодаря невероятной динамике и ощущению скорости.
Теодор Жерико. Лошадь, испуганная молнией
1810-1812 гг. Музей изящных искусств Руана
Одержимость художника работой, его темперамент проявлялись и в выборе сложных для воплощения тем, и в необычной колористике картин, их бурной экспрессии. «Лошадь, испуганная молнией» — не просто изображение коня редкой огненной масти, это само воплощение неудержимой природной силы. Коней Жерико иногда называли достойными нести на себе всадников Апокалипсиса.
Теодор Жерико. Вечер. Пейзаж с акведуком
1818 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина создана под впечатлением от пребывания художника в Италии, куда он отправился отвлечься от личных проблем. Полотно напоминает творения академистов, но для них нехарактерен мрачноватый колорит, выдающий тяжелое моральное состояние художника.